18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третья Одесская Венецианская

В славном городе Одессе, где есть магазин «Усик», кошка Расслабоня и женщина «Держава» (в которую, говорят, безуспешно был влюблен Бродский) открылась III Одесская биеннале современного искусства, проекты которой можно было обнаружить в музеях, частных галереях и даже в винном баре.

Одесский художник и литератор Виктор Солодчук иронично окрестил ее в нашей беседе «третья одесская венецианская». Повод для иронии у художников есть, поскольку процессы институционализации современного искусства в Одессе только зарождаются, и деньги на проекты им приходится добывать самим. О чем честно признались организаторы на пресс-конференции. Кто-то из художников «зализывал старые раны» — выпек хлеб на сковородке, форма которой представляла собой советский герб (Сергей Зарва Любая кухарка может заниматься искусством), и засовывал вырезанные из журналов образы пионеров в мусорные пакетики (Ирина Волгарева). Мирослав Кульчицкий (один из кураторов биеннале) в своем проекте No Third Way поднимает проблемы сохранения исторического наследия, городской среды и существования человека в городе (инсталляция из мусора и фото городской среды с красноречивыми напечатанными крупным шрифтом подписями: «Довели», «Забросили», «Поумирали»). Не обошлось и без политики: вопрос самоуправления решает Марина Напрушкина в своей графической серии.

Видимо, природная расслабленность одесситов повлияла на то, что трэшевых проектов мы на выставках не обнаружили, хотя, признаюсь, все посетить не удалось. И сильно ироничных  тоже. А модным в Москве левым дискурсом тут и не пахнет.

Винную тему, само собой, одесситы не обошли и в проектах. Дмитрий Орешников разработал дизайн винных этикеток, в которых фигурируют лица советских литераторов и вождей. Профиль Феликса Эдмундовича, например, окружен белыми черепами: Дзержинский отвечает за белую текилу — и белые черепа. Один из проектов так и называется — Виеннале (кураторы Дмитрий Дюльфан и С. Поляков), и проходил он в галерее «Окно», что располагается в небольшом винном заведении «Дулов». Поскольку главным тут было вино, художникам осталось заполнить помещение работами, косвенно связанными с алкогольной темой. Тут тебе и поэт Шевченко, тянущий к тебе руки с ужасным взглядом (работа Подлипского) — то ли призрак белой горячки, то ли закодировать хочет! — и натюрморт со стаканом с красными, будто кровавыми, капельками (Юрий Жванецкий), и Инь-Ян, небрежно сделанное из носков (Андрей Казанджий). Кто после вина собирается достичь гармонии без носков, пусть бросит в меня камень! Впрочем, что мы все о вине? Галерея «Окно» — приятная неформатная тусовочная площадка, где можно не делить искусство и городскую среду (музыканты выступали на улице) и богемно повыпендриваться, придя на вернисаж в алкогольное заведение в черном плаще с оранжевой авоськой, в которой — о да! — светила солнцем бутылка с подсолнечным маслом.

На расширение контакта с городской средой нацелен и проект Артрейдеры, инициированный художником Игорем Гусевым три года назад. В рамках биеннале в галерее «Желтый пеликан» можно обнаружить фото- и видеоотчет трехгодичной деятельности. Артрейдеры — это сознательно некоммерческий (для одессита это все равно что наступить на горло!) проект группы художников, площадкой для реализации которого был выбран местный блошиный рынок. Каждый художник мог выступить в качестве куратора, задав тему очередной акции, с условием, что объекты и инсталляции будут сделаны из вещей и предметов с рынка. Работы нужно было располагать на территории самого рынка, на темном полиэтилене на асфальте. Контакт с социумом получился, и шансы на вторую жизнь у старых вещей увеличились. В пандан к документации рейдеров в «Пеликане» можно было бесплатно посмотреть и отчеты о харьковской группировке SOSка, деятельность которой разворачивалась в основном в помещениях. А тех, кого вдруг утомит кропотливое изучение отчетов, пламень любви к искусству (и к людям) легко зажжет Starфакел Сергея Лиховида — скульптура, сделанная из зажигалок, которые присылались художнику в течение нескольких лет из разных уголков Украины, России и Польши. Так что искусство, не сомневайтесь, взрывоопасно!

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+