18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Круговое депо перестало быть круговым. Глава РЖД не оценил редкий памятник железнодорожной архитектуры ХIХ века

Паровозное Круговое депо, возведенное в середине XIX столетия Константином Тоном, самый древний в России памятник железнодорожной архитектуры, который последние четыре года пытаются отстоять столичные градозащитники, начали активно сносить.

Официальная версия происходящего — необходимость прокладки на этом месте очередного скоростного пути — не выдерживает критики. Депо действительно стоит вдоль подъездных путей пригородных поездов Ленинградского вокзала, и пассажиры электричек могут видеть из-за забора верхушку изящного сооружения. Однако, как указывают активисты «Архнадзора», есть сомнение в необходимости нового строительства именно на этом месте. Хотя бы потому, что сначала руководство транспортной структуры постановило разобрать депо просто за ненадобностью. Когда же стараниями архитектурного сообщества, прежде всего Андрея Баталова (архитектора, историка церковного зодчества, заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля и члена Федерального научно-методического совета по охране наследия Министерства культуры РФ), депо присвоили статус вновь выявленного объекта культурного наследия, глава РЖД попытался ввести всех в заблуждение. Вот цитата из блога Владимира Якунина (http://v-yakunin.livejournal.com/37372.html) от 21 ноября 2011 года: «…Здание Кругового депо является «новоделом», не имеющим культурной и исторической ценности. Но снести объект просто так мы не имеем права, поэтому ОАО «РЖД» ведет сейчас переговоры с Москомнаследием об исключении Кругового депо из реестра «объектов культурного наследия». Вот еще, оттуда же: «…Контур здания был демонтирован еще в 60-е годы прошлого века. <…> Ликвидированные конструктивные элементы привели к утрате архитектурного зодчества». Сохранив стиль и лексику блога, главе РЖД стоит возразить по сути. Во-первых, по закону выкидывать из реестра памятников можно только утраченные объекты, а наш объект пока скорее жив. В нем можно было бы устроить музей техники или российских железных дорог либо концертный зал, используя опыт других стран. Во-вторых, в отличие от храма Христа Спасителя, самой знаменитой постройки Тона, на месте которой стоит действительно новодел, Круговое депо — оригинал. Пусть даже с поздними наслоениями: в отсутствие паровозов в депо располагались ремонтные мастерские, и купол был давно утрачен. Лишнее можно было бы убрать, а купол — восстановить.Самые же ценные элементы конструкции — 22 паровозных стойла, служащие основанием арок и сводов, стояли вплоть до ночи с 30 на 31 мая сего года, пока девять из них не снесли.

Разрешение на уничтожение после недолгого сопротивления дал Департамент культурного наследия Правительства Москвы (хотя в акте государственной историкокультурной экспертизы проекта, на основании которого было выдано предписание департамента, указано, что «проект выполняется с нарушением предмета охраны» и противоречит действующему законодательству). В любом случае предписание Мосгорнаследия уже оспорено. Замоскворецкий суд столицы постановил приостановить работы по демонтажу «девяти паровозных стойл выявленного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги, 1846–1851 гг., архитекторы К. А. Тон, Р. А. Желязевич…» Случилось это как раз 3 июня, когда Круговое депо перестало быть круговым.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+