18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Выставка посвящена музыкальным технологиям, которые опередили время лет на 40»

Сегодня на «Винзаводе» открывается выставка «Пионеры звука», вторая в выставочном цикле «Фокус на реальность». О чем этот проект, корреспондент TANR Мария Крамар узнала у куратора выставки Андрея Смирнова.

В описании выставки сказано: «посвящена забытым страницам истории электронной музыки в России и за рубежом». Не кажется ли вам, что сегодня тема экспериментального звука, наоборот, является суперактуальной?

Выставка «Пионеры звука» посвящена забытым отечественным изобретателям и, соответственно, забытым западным музыкантам и изобретателям.

Что значит «забытым»?

У многих пионеров экспериментального звука была тяжелая судьба. Те, кто начинал развивать какие-то идеи, для того времени абсолютно новые и авангардные, были одиночками, и в свою эпоху они не были поняты. Поэтому такие идеи часто терпели крах, их забывали и через некоторое время все то же самое изобретали заново, и шел следующий виток. Вот эта выставка как раз и посвящена тем пионерам искусства звука и музыкальным технологиям, которые опередили время лет на 40. Эта волна художников была забыта еще в 1950-е годы, так что тут и напоминать-то нечего, поскольку напомнить можно то, что вы знали, а здесь история людей, изобретений, которые за несколько поколений были забыты, и сегодня про них никто не знает.

Почему они были забыты?

По очень простой причине: как только начинается строительство пресловутой вертикали власти, начинаются проблемы у культуры, поскольку культура — это в общем анархическая сеть творческих индивидуумов, которые между собой взаимосвязаны. Культура начала 1920-х годов — это анархическая культура революционеров-утопистов. И эта культура прекрасно развивается, пока не возникает попытки давления сверху и усреднения, закрытия независимых организаций, создания государственных творчеcких союзов — того, что случилось в 1930-е годы.

Абстрактное искусство не может нести в себе прямых антиправительственных лозунгов, равно как и экспериментальный звук. Почему это направление было тем не менее под давлением?

Все опосредованно. Казалось бы, абстрактное искусство вряд ли может быть опасным для власти, для системы. Но речь идет не о конкретной эстетике или конкретном искусстве, а о типе мышления. Тип мышления — анархический, свободный, независимый от вертикальной иерархии и потому безусловно опасный.

Сегодня в связи с растущей волной интереса к экспериментальной музыке и выстраивающейся вертикали власти, есть ли риск для нового поколения саунд-артистов повторить судьбу своих предшественников?

Дело в том, что на тех пионеров искусства звука, которые представлены на выставке, прямого давления не было. Это нечто, что происходило вне политики. Это просто система культуры 1930-х годов: после волны соцреализма возникла ситуация, когда практически перекрыли кислород. В 1920-е годы можно было создавать независимые театры, независимые проекты, была эпоха нэпа. А в 1930-е годы весь цвет культуры предыдущих годов просто погибает.

Расскажите про самые интересные экспонаты выставки? Кому симпатизируете больше всего?

Всем. Во-первых, у нас представлен Лев Сергеевич Термен с терменвоксом, с терпситоном, с ритмиконом, с гармониумом. Затем секция графического звука: это абсолютно шедевральное событие 1930-х годов, когда в буквальном смысле Советский Союз опережал весь мир лет на 40 по технологиям, которые были созданы, но не государством, а теми самыми одиночками-изобретателями, которые на пустом месте и в полной нищете их создавали. Потом секция шумовой музыки: тоже совершенно забытый период 1920–1930-х годов и очень интересный проект. И конечно, наша новая секция — гости из Австрии. Элизабет Шимана, основательница Института медиаархеологии, которая привезла с собой синтезатор Макса Бранда — один из самых первых модульных «мугов», который был построен лично Мугом для Макса Бранда, инструмент, имеющий богатую историю (Роберт А. Муг — американский изобретатель, создатель синтезатора Moog. — TANR).

Расскажите про Государственный институт музыкальной науки, которому посвящена отдельная экспозиция.

Этот институт был создан в 1921 году Николаев Гарбузовым, который считается основателем советской музыкальной акустики. Это фактически то место, с которого начиналась вся история музыкальной акустики, электронных музыкальных инструментов и музыкальных технологий. В 1931 году его закрывают, позже открывается акустическая лаборатория, консерватория — было много реинкарнаций этой институции на протяжении почти 70 лет. Термен-центр, который я создавал в 1992 году, был создан на территории этого центра. На выставке в этой секции представлен экводин — один из первых в мире синтезаторов.

Где хранятся экспонаты? Это ваша личная коллекция?

Это частные коллекции: что-то хранится у детей изобретателей, что-то хранится у меня, что-то хранится в консерватории, часть — это архив акустической лаборатории, которой уже не существует.

Расскажите о вашем исследовательском проекте «Поколение Z», на котором частично основывается эта выставка.

Это предшествующий проект, который развивается независимо. Поколение Z — история поколения изобретателей, которые жили в 1920-е годы в Советском Союзе. Это история поколения, которое действительно совершило революцию в культуре. Но оно оказалось погребенным под развалинами утопической культуры, было раздавлено прессом тоталитарного гнета 1930-х, 1940-х, 1950-х. В этом проекте мы рассматриваем не только искусство звука в чистом виде, но и параллельные темы, такие как биомеханика, театр, философские концепции Соломона Никритина.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+