Каждую неделю собственный корреспондент TANR в Санкт-Петербурге Павел Герасименко рассказывает о новостях культурной жизни Северной столицы. «Призрачные мечты № 3261-65» Анны Франц в галерее «Борей», рождественская инсталляция в Анненкирхе и новогодний идеальный исчезающий объект «Лето», выполненный в «съедобной» технике.
Очередные «Призрачные мечты» Анны Франц
Живущая в Нью-Йорке петербургская художница Анна Франц — энтузиаст киберискусства, одна из основателей фестиваля «Киберфест» и медиалаборатории Cyland на базе Петербургского филиала ГЦСИ в Кронштадте. Каждый год начиная с 2006-го она показывает свои работы в залах галереи «Борей», одной из старейших петербургских культурных институций. Нынешняя выставка называется порядковым номером «Призрачные мечты № 3261-65» и включает четыре интерактивные инсталляции со сложным программным обеспечением. В начале экспозиции голова оленя — охотничий трофей, который вращает глазами и следит за зрителем. В последнем зале тканевая завеса колышется время от времени в потоках нагнетаемого вентиляторами воздуха. Впрочем, эта работа «Беспокойство» в обшарпанном подвале «Борея» вряд ли способна вызвать заявленное в ее названии ощущение.
Рождественская инсталляция в Анненкирхе
Инсталляция «Нисхождение» Олега Купцова и Дениса Патракеева — второе появление современных художников в евангелически-лютеранской церкви Святой Анны. Здание, известное многим как кинотеатр старого фильма «Спартак», пережило пожар и внутри до сих пор остается будоражащей воображение романтической руиной. Несмотря на глубокий духовный смысл, к которому стремились авторы, инсталляция с использованием видео, света и звука выглядит качественным образцом современного дизайна: неоновая спираль на фасаде здания и видеопроекция креста на внутреннюю стену, где много лет находилась соцреалистическая живопись с изображением Спартака. В этом пространстве (особенно в его нынешнем состоянии) современное искусство если не излишне, то и не способно ничего прибавить. Однако привычное для лютеран взаимодействие церкви с искусством стоит только приветствовать.
«Северные сказки»
Интересно заявившие о себе на петербургской арт-сцене в этом году молодые художники из группы «Север-7» устроили отчетную выставку в маленьком подвале, который они именуют «исследовательской базой». Почти все «северяне» имеют профессиональное художественное образование, но большинство вещей, которые показаны на выставке, выполнены в нарочито мусорной эстетике. Хотя художественное качество явно и в нескольких живописных работах на бумаге, которые выставил Леонид Цхэ, студент графического факультета Академии художеств. Художница Анна Андржиевская придумала идеальный исчезающий объект, выполненный в «съедобной» технике: узнаваемый летний пейзаж на самом деле холодец под названием «Лето».