Увольнение Ирины Лебедевой стало сюрпризом как для сотрудников галереи, так и, похоже, для самого директора: на два часа дня в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) была назначена закупочная комиссия, которую внезапно отменили. Позже появился пресс-релиз Министерства культуры РФ, где формулировка увольнения директора Третьяковской галереи звучит как «по инициативе работодателя». В комментариях ТАСС Минкульт сообщил, что она уволена «из-за целого ряда претензий к ее работе». Тот же источник цитирует советника президента РФ по культуре Владимира Толстого: «Ее опыт как искусствоведа, безусловно, не вызывает никаких претензий. Давно возникали претензии к ней как к менеджеру, претензии организационно-правового характера как к руководителю, отвечающему за стройки, реставрацию». Однако решение было принято только сейчас, хотя теоретически ничто не мешало министерству просто не продлевать контракт директора год назад. Высказанные претензии типа плохого кафе и отсутствия в музее wi-fi выглядят несколько несерьезно. В чем же причина столь внезапного увольнения директора ГТГ?
По мнению одного из анонимных источников, увольнение может быть напрямую связано с пятничным разносом смет госстроек, с которым публично выступила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. По ее мнению, сметы на сооружение разных гособъектов были завышены на 25–40%. Большинство журналистов сосредоточились на главных объектах критики госпожи Голиковой, таких как приморский Океанариум и стадион «Арена Зенит». Между тем присутствовавшие на ее выступлении уверяют, что слово «Третьяковка» прозвучало там тоже более чем отчетливо.
Хорошо или плохо, что уволили Лебедеву и назначили Трегулову?
Марат Гельман
Галерист, арт-менеджер
Это очень хорошо. Назначение Лебедевой всегда казалось временным. Родионов до этого тоже считался временным, на время реконструкции основного корпуса, но потом задержался на лишних лет семь. Зельфира участвовала в подготовке выставок «Великая Утопия», «Амазонки авангарда». У нее своя, персональная репутация в международной среде, и главное, сейчас, когда культурным институциям надо защищаться от произвола властей, она сможет реально отстаивать интересы музея.
Андрей Ерофеев
Куратор, бывший сотрудник ГТГ
На директора Третьяковской галереи Ирину Лебедеву возлагались большие надежды, которые она не оправдала. Музей сейчас находится в глубочайшем и страшнейшем кризисе. Помимо того что нерационально расходуются человеческие ресурсы, штат сотрудников, Третьяковская галерея не занимается научной деятельностью на должном уровне. Не занимается приобретением работ, отсутствует работа с экспозицией. Даже Эрмитаж и Русский музей занимаются закупками современного искусства активнее, чем это делает ГТГ. Музей ориентирован на власть, на начальство. Это атавизм, который должна была исправить Ирина Лебедева, но она оказалась к этому не способной. В качестве нового директора Зельфира Трегулова, мне кажется, — это хорошо, но нужен директор еще и по научной части. С этой должностью справятся или Екатерина Деготь, или Борис Гройс. Один человек не справится, реформированием должен заниматься целый коллектив. Так, как в свое время был реорганизован «Гоголь-центр» при поддержке Минкульта и Департамента культуры города Москвы во главе с Сергеем Капковым.
В Третьяковской галерее действительно запланирована очередная стройка. Еще при прежнем градоначальнике Юрии Лужкове началось проектирование комплекса на отведенном участке на пересечении Лаврушинского, Малого Толмачевского переулков и Кадашевской набережной. Почти сразу проект стал предметом острой творческой дискуссии, приведшей к новому конкурсу. Итоги конкурса на архитектурно-художественное решение фасадов нового здания Третьяковки были подведены в июле 2013 года. Победителем стала архитектурная мастерская SPEECH (Сергей Чобан, Игорь Членов, ведущий архитектор Марина Дигилева). Мастерская предложила фасад, выложенный из фактурного красного кирпича (посвящение историческому корпусу ГТГ). Силуэты картин, взятые в разноформатные рамы-окна, обрамленные белыми наличниками, будут нанесены на внешнее остекление. Срок сдачи объекта намечен на 2018–2020 год.
Очевидно, что публичная критика слишком дорогих в условиях наступившего кризиса строек должна была иметь свои оргвыводы. И они последовали.
На место Ирины Лебедевой назначена Зельфира Трегулова, деятельность которой на посту директора Музейно-выставочного центра «РОСИЗО» признана министерством «эффективной». Ирине Лебедевой, как сообщил в комментарии ТАСС Владимир Толстой, было предложено остаться в музее в качестве научного сотрудника. «Насколько мне известно, министр культуры предлагал Ирине Владимировне остаться в музее в качестве научного сотрудника, — сказал он. — Опять же, насколько мне известно, министерство предлагало Лебедевой достаточно высокие должности и в других подведомственных учреждениях культуры». Примет ли она эти предложения и кто займет место директора РОСИЗО, пока не ясно.
До руководящей должности в РОСИЗО Зельфира Трегулова работала заместителем гендиректора по выставочной работе и международным связям в Музеях Московского Кремля и заведующей отделом международных связей и выставок в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Именно поэтому после снятия Ирины Антоновой с поста директора ГМИИ Трегулова считалась одним из наиболее вероятных претендентов на место, которое теперь занимает Марина Лошак.
Еще работая в Музеях Кремля, Зельфира Трегулова параллельно курировала громкие зарубежные выставки: «Коммунизм. Фабрика мечты» в Ширн-Кунстхалле во Франкфурте-на Майне, сделанную совместно с Борисом Гройсом (2003), «Художники „Бубнового валета“» в Государственном выставочном зале Монако (2004), а главное, широкомасштабный проект «Россия!» в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма (2005), который во время официального визита в США посетил Владимир Путин. В период работы в ГМИИ Зельфира Трегулова совместно с Джоном Боултом подготовила ставшую легендарной выставку «Амазонки авангарда» (Музей Гуггенхайма в Берлине, Музей Гуггенхайма в Бильбао, Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции, Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, Королевская академия в Лондоне).
Последующие международные выставки, подготовленные Зельфирой Трегуловой («Удиви меня!» (2009), посвященная 100-летию балетных сезонов Дягилева, в Национальном художественном музее Монте-Карло, сделанная совместно с Джоном Боултом, «Казимир Малевич и русский авангард», путешествовавшая из амстердамского Стеделейк-музея в лондонскую Галерею Тейт весь сезон 2013–2014 годов), предъявили арт-сообществу зрелого и амбициозного куратора мирового уровня, обладающего серьезными международными связями, изнутри знающего музейное сообщество и его приоритеты, способного к созданию эффектных и разнообразных проектов. Главная интрига нового назначения, кажется, заключается именно в том, каким образом эти исключительные возможности нового директора Третьяковки будут востребованы главным художественным музеем русского искусства.
Внешне биографическая и карьерная канва Ирины Лебедевой выглядит менее эффектно, чем у Зельфиры Трегуловой: в ее послужном списке записана лишь одна главная институция, в которую Лебедева пришла в 1985 году простым научным сотрудником, занимаясь переездом коллекций русского искусства ХХ века из помещений «классической Третьяковки» в Лаврушинском переулке в залы, расположенные на Крымском Валу. Именно Лебедева, шаг за шагом прошедшая все ступени музейной иерархии, ответственна за формирование и нынешнюю экспозиционную подачу как русского авангарда, так и официального, а также неофициального советского искусства. Приоритеты и личные привязанности Ирины Лебедевой целиком и полностью лежат в области культурных практик ХХ века, что немедленно отразилось на выставочных приоритетах Третьяковской галереи, после того как летом 2009 года она заступила на должность директора музея. Следует отметить, что ее предшественник Валентин Родионов, долгое время занимавшийся реконструкцией всего музейного комплекса ГТГ, оставил Лебедевой весьма проблематичное наследство. Но именно опыт внутримузейной работы, знание особенностей функционирования Третьяковки изнутри, в котором нет и не может быть мелочей, позволил главному музею русского искусства стать одним из лидеров культурной жизни России. Именно в последнее время здесь прошли серьезные преобразования экспозиций в помещениях на Крымском Валу (вызвавшие, впрочем, массу нареканий), чреда превосходно сделанных юбилейных ретроспектив (чемпионами по посещаемости стали выставки, посвященные жизни и творчеству Николая Ге, Исаака Левитана, Константина Коровина, Наталии Гончаровой), первые выставки западного искусства в диапазоне от классики (Антонелло да Мессина) до авангарда (Пит Мондриан).
В то же время спорным решением директора, по мнению некоторых специалистов, стал перевод исследовательских отделов ГТГ в отдельное здание, удаленное от основных коллекций. В последнее время Ирина Лебедева активно занималась разработкой общей концепции работы музея в XXI веке, и хотелось бы, чтобы в связи с карьерными переменами эти наработки не остались втуне.