18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На обед с Караваджо и Уорхолом

Еда и искусство — две вещи настолько фундаментальные для итальянской культуры и для любого итальянца в отдельности, что выбрать, которая из них важнее, не всегда возможно. Кураторы выставки Еда в искусстве, решив избавить зрителей от мучительного выбора, собрали в экспозиции более 100 произведений художников XVII–XX веков, в которых еда — объект и восхищения, и тщательного изу­чения с точки зрения высокого искусства.

Как и ко всему, что связано у итальянцев с гастрономией, к подготовке выставки подошли со всей ответственностью: куратор Давиде Дотти постоянно консультировался с солидными международными специалистами в области питания. «Живопись всегда давала ученым массу интересных поводов для исследований, выходящих за пределы истории искусства. Например, изучая флорентийский портрет XVI–XVII веков, можно составить довольно точное представление о том, как менялась в это время флорентийская мода, — объясняет Дотти. — А наше сотрудничество со специалистами в области питания позволило проанализировать с научной точки зрения любимые художниками XVII–XVIII веков гастрономические сюжеты — продуктовые рынки, кухни, столы, уставленные разнообразными яствами. Пока мы готовили выставку, нам удалось разобраться в кулинарных традициях и гастрономических предпочтениях итальянцев в разные эпохи. И даже обнаружить продукты и блюда, полностью исчезнувшие из нашей жизни, и вкус их сегодня трудно представить».

Речь идет, например, о «казатьелло», традиционном лакомстве неаполитанцев в XVII веке: это круглый пирог из хлеба, начиненный сыром, салом, шкварками и колбасами, запеченный в дровяной печи. Рецепты «казатьелло» можно найти в некоторых старинных кулинарных книгах, а на выставке — на холсте неаполитанского художника Джузеппе Рекко, изобразившего его рядом с прошутто и разными сортами хлеба. Еще неаполитанцы любили изображать дары моря, как, например, дядя Джузеппе — Джован Баттиста Рекко, чей натюрморт с рыбами и омарами тоже включен в экспозицию. Героиней полотен неаполитанцев была и сладкая слоеная булочка «сфольятелла» с начинкой из рикотты.

Впрочем, впереди всех в гастрономической теме все же оказалась Ломбардия, где в конце XVI века появился первый в итальянском искусстве натюрморт — Блюдо с персиками Амброджо Фиджино, написанный примерно за пять лет до знаменитой Корзины с фруктами Караваджо.

Гастрономия разных областей Италии иногда даже позволяет определить происхождение того или иного полотна, считает Дотти. Так, художники из Тосканы и Эмилии чаще писали мясные изделия, сыры и разные сорта хлеба, ломбардцы — птицу и дичь, римляне — фрукты и овощи. Кроме картин старых мастеров на выставке представлены работы и художников ХХ века — и здесь состав участников интернациональный. Помимо итальянцев Пьеро Мандзони, Джорджо Де Кирико, Лучо Фонтаны, присутствуют также Рене Магритт, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Дэвид Лашапель. А завершает экспозицию эффектная инсталляция современной художницы Паолы Ниццоли, тоже, естественно, посвященная еде, — Пищевая пирамида.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+