Научный каталог, составленный ведущим научным сотрудником Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, специалистом по итальянскому искусству Викторией Марковой, включает в себя 122 произведения из фонда перемещенных ценностей, находящихся в Пушкинском музее со времен окончания Второй мировой войны. Именно коллекция итальянской живописи XIV–XVIII веков составляет ядро когда-то строго засекреченного «трофейного искусства», хранящегося в ГМИИ. Большинство шедевров в послевоенное время опубликовано впервые; до сих пор местонахождение многих работ оставалось неизвестным даже для научного сообщества. Подготовка издания продолжалась более десяти лет, проведены серьезные исследования, связанные с реставрацией и изучением картин — установлением авторства и особенно истории бытования произведений.
После войны, в 1945–1948 годах, культурные ценности Германии и ее союзников вывезли в СССР в качестве «компенсаторной реституции». Далее «трофейное искусство» распределили по запасникам музеев, а часть ценностей в 1950-х годах была возвращена Германской Демократической Республике. Значительное количество произведений искусства передали в ГМИИ им. Пушкина. Следующие полвека в обстановке строжайшей секретности они находились в музейном спецхране — запаснике, размещавшемся на территории Троице-Сергиевой Лавры (упразднен в 1999 году). Переломным в этой истории стал 1995 год, когда в ГМИИ состоялась выставка Дважды спасенные, первый открытый показ ценностей трофейного фонда. После закрытия выставки некоторые произведения без шума и упоминаний происхождения появились в постоянной экспозиции.
В 1995–1996 годах в ГМИИ прошла еще пара выставок из трофейных фондов: Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кенигса и «золота Шлимана», а спустя два года судьба перемещенного искусства в России, казалось бы, была решена. В 1998 году приняли Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Согласно ему эти предметы искусства объявлены национальным достоянием. На первый взгляд, этот закон поставил точку в спорах о дальнейшей судьбе и статусе «трофейного искусства». Лишь спустя 50 лет после вывоза из Германии в СССР эти шедевры могли быть описаны, изучены и выставлены. Однако на деле степень «публичности» вещей из трофейного фонда до сих пор зависит от позиции руководства конкретного музея. Так, в Эрмитаже темы перемещенных ценностей не боятся, происхождение и история хранения их в музее неплохо изучены, сами предметы регулярно появляются на выставках в России. В случае с Пушкинским музеем даже сам состав трофейных фондов остается загадкой, хотя в последние десятилетия ситуация заметно улучшилась. В 2005 году ГМИИ показал выставку Археология войны. Возвращение из небытия, состоявшую из отреставрированных антиков. Далее последовали выставки 2010 года Сотканный мир египетских христиан и 2014 года Искусство Древнего Кипра, где впервые были показаны экспонаты, когда-то хранившиеся в Берлине.
Однако произведения итальянской школы из фонда перемещенных ценностей ГМИИ до сих пор оставались неизвестными не только зрителям, но и специалистам. Тем более что это первый изданный Пушкинским музеем каталог одной из частей трофейного фонда — его итальянской коллекции, «выделяющейся своей цельностью, разнообразием и полнотой».
Первые 20 страниц издания посвящены истории фонда итальянской живописи и обзору коллекции. Отправной точкой создания описи стали инвентарные номера старого немецкого Генерального каталога всех прусских дворцов от Кенигсберга до Рейна. Цифры на оборотах картин дают ключ к первичной информации — о происхождении и атрибуции (разумеется, на довоенный период) произведений живописи. Однако многие из представленных в каталоге картин находились до войны в частных собраниях жившего в начале ХХ века в Амстердаме швейцарского хирурга Отто Ланца (чья коллекция была приобретена в 1941 году рейхом для музея Адольфа Гитлера в Линце) или немецкого историка искусства Германа Фосса, во время войны возглавлявшего Дрезденскую галерею и создававшийся тогда музей фюрера. Разумеется, провенанс отдельных произведений, опубликованных в каталоге, еще предстоит установить, а история бытования некоторых картин заслуживает специального исследования. Хочется надеяться, что такая работа будет проведена в дальнейшем, и огромным подспорьем здесь станут приложения, опубликованные в конце издания. Это фотосъемка оборотов примерно половины из 122 картин каталога — тех, на которых можно разобрать надписи, номера и печати. Другое важное дополнение к каталогу — иллюстрированный список произведений из собрания профессора Германа Фосса. Наконец, для того, чтобы оценить географию коллекций, произведения из которых в числе перемещенных ценностей попали в Пушкинский музей, можно ознакомиться с указателем местонахождения картин до поступления в ГМИИ. Вообще справочный аппарат каталога (список литературы и выставок, таблицы соответствия инвентарных номеров) весьма впечатляет.
Основную часть книги занимает каталог произведений итальянской школы, расположены они в хронологическом порядке, причем самым многочисленным оказывается раздел живописи Возрождения, от Проторенессанса до маньеризма, но по-настоящему выдающиеся произведения, напротив, относятся уже к XVII–XVIII векам, например картины Гвидо Рени и Пьетро Антонио Ротари. Среди опубликованных в каталоге шедевров — произведения мастеров XVII века Джованни Бенедетто Кастильоне, Себастьяно Маццони, Анджело Карозелли, Паоло Пагани из собрания Германа Фосса. Наиболее важным в каталоге памятником является полотно Паоло Веронезе Оплакивание (1570-е), ранее не публиковавшееся и не выставлявшееся. Внутри хронологии произведения сгруппированы по принадлежности авторов картин к различным школам. В описаниях работ часто встречается фраза «настоящая атрибуция принадлежит автору данного каталога», и это раскрывает значимость искусствоведческих изысканий, проведенных при подготовке книги. Кроме скрупулезной работы историка и архивиста, определившего происхождение и восстановившего историю многих произведений, Виктория Маркова провела исследование стилистических особенностей, художественных качеств картин, определив их принадлежность к местным школам, а затем и установила многих авторов. Иногда она подтверждает или опровергает довоенные атрибуции. Например, в случае с картиной XV века Мадонна с младенцем на троне со святыми Иеронимом и Антонием Падуанским ей удалось доказать авторство флорентийца Козимо Росселли, современника и сподвижника Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо (они вместе расписывали стены Сикстинской капеллы). Однако в итальянской монографии о художнике 2007 года эта замечательная доска представлена довоенной фотографией и числится как поздняя подделка.
Итальянская живопись XIV–XVIII веков. (ГМИИ имени А.С.Пушкина. Каталог). Маркова В. Э. М.: Арт-Волхонка, 2014.