Топ-10 самых посещаемых тематических и фотографических выставок мира, а также экспозиций постимпрессионистов и модернистов по версии газеты The Art Newspaper.
Коллеги из английской версии нашей газеты подготовили серию рейтингов самых посещаемых выставок прошлого года. Отдельные списки топ-экспозиций составлены в дюжине номинаций, от максимально широких («большой билет», предполагающий комплексное посещение музеев) до конкретно нишевых (фотографические выставки или экспозиции, посвященные древнему искусству, искусству Азиатско-Тихоокеанского региона, ретроспективы старых мастеров или же, напротив, импрессионистов и постимпрессионистов). Обзор этих рейтингов мы начинаем, во-первых, с цифр больших тематических блокбастеров, посвященных развитию той или иной конкретной темы. Во-вторых, с самых популярных фотографических выставок минувшего сезона. В-третьих, мы рассказываем об экспозициях, посвященных искусству ХХ века, уже успевшему стать классикой. Поскольку разные выставки открыты на протяжении разного количества дней, главным показателем здесь оказывается среднее число людей, посетивших ту или иную институцию за один день.
Самой посещаемой среди экспозиций, посвященных одной теме, в прошлом году стала медиаарт-выставка «Император Цяньлун C. H. A. O. (Creativity. Heritage. Art. Odissey)» в Национальном музее императорского дворца в тайваньской столице Тайбэе. За полгода (открытая 8 октября 2013 года, выставка работала до 14 марта 2014 года) ее посетило 1699499 человек при средней проходимости 10622 зрителя в день.
На второе место в мире вышла специальная бесплатная выставка в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро. Произведения из коллекции Музея Людвига здесь посмотрело 530088 человек при средней посещаемости 8120 зрителей в день. Выставка работала с 13 мая по 21 июля 2014 года.
Почетное третье место в рейтинге The Art Newspaper занял австралийский музейный блокбастер «Мельбурн сейчас» в Национальной галерее Виктории. Его показывали с 22 ноября 2013 года по 13 марта 2014 со средней посещаемостью 6224 человека в день. Всего на лица и образы современного Мельбурна пришло посмотреть 753071 зритель.
На четвертое место вышла выставка, также подготовленная Культурным центром Банка Бразилии. «Серрадо. Окно на планету» шла с сентября 2013-го по октябрь 2014-го при ежедневной посещаемости 5295 человек. Экспозицию посмотрело 205040 посетителей.
Самой шумной выставкой года оказалась подборка артефактов, посвященных теме мужской наготы и занявшая пятое место в этом рейтинге. Первоначально нашумевшая в венском Музее Леопольда в 2012-м, в прошлом сезоне она переехала в парижский Музей Орсе. В Вене показ привлек 1318 посетителей в день (и 155000 всего), но в более крупном музее в Париже количество посетителей экспозиции под названием «Мужское/мужское. Обнаженный мужчина в искусстве» увеличилось в три раза (предметы из коллекции самого Орсе были дополнены работами из других французских музеев) до 4769 человек в день (408747 посетителей всего).
На шестом месте важная нью-йоркская выставка «Илеана Соннабенд. Посол модернизма» в Музее современного искусства (MoMA). Этот проект — редкий случай экспозиции, посвященной выдающемуся галеристу — легендарной жене Лео Кастелли, активно влиявшей на мир искусства и собравшей собственную не рядовую коллекцию. При среднестатистической посещаемости 4592 человека в день выставку с 21 декабря 2013 года по 21 апреля 2014 года успело посмотреть 555611 зрителей.
На седьмое место по посещаемости вышла экспозиция старых мастеров из цюрихского Кунстхауса, показанная в Национальном художественном центре Токио с сентября по декабрь 2014 года. Ее посмотрело 30008 жителей и гостей японской столицы при средней посещаемости 4143 зрителя в день.
Коллекции Музея Орсе поставили еще один рекорд, на этот раз в Национальном музее Кореи. Обширная ретроспектива «После импрессионизма. Шедевры из Музея Орсе», занявшая восьмое место, позволила ежедневно продавать 3643 билета. Всего выставку в Сеуле посмотрело 378381 человек.
На девятом месте очередная бразильская выставка, «ставящая провокативные вопросы» на материале современного искусства. На этот раз Культурный центр Банка Бразилии отметился в Сан-Паулу экспозицией реди-мейдов под названием «Цикл использования. Создавая из того, что есть». Провокациям бразильских кураторов, собиравших экспонаты актуальных художников по всему свету от Израиля до Бангладеш, ежедневно внимало 3432 человека. Всего этот «цикл» посмотрело 191204 зрителя.
Cмитсоновский музей американского искусства (SAAM) и галерея Ренвик в Вашингтоне с февраля по август 2014 года показывали коллекцию Фонда Сары Роби под заголовком «Современный американский реализм», собрав при этом 573622 посетителей. Каждый день на аутентичное американское искусство приходило посмотреть в среднем 3355 человек.
Фотографическое искусство собрало менее впечатляющую аудиторию. Возможно, оттого что в этом рейтинге преобладают локальные выставки из американских музеев. Да, именно в США фотографические выставки пользуются наибольшей популярностью. Хотя на первом месте оказалась все же бразильская ретроспектива «феноменально востребованного» фотографа Себастьяна Сальгадо. Его «Генезис», представленный Культурным центром Банка Бразилии, за семь месяцев прошлого года посмотрело 223618 человек. Каждый день на выставку в Сан-Паулу приходило 5306 посетителей.
«Спасибо» (Spasibo) Давиде Монтелеоне показывали в лондонской галерее Saatchi прошлой осенью. В день ее успевало посмотреть 5287 человек, общее число посетителей достигло 121606.
Кристофер Уильямс, показывавший свой цикл «Создание линии счастья» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), собрал гораздо большую аудиторию — 455016 человек, притом что каждый день его фотографиями любовалось в среднем 4596 посетителей. Выставка Уильямса продолжалась чуть больше трех месяцев.
Серьезные цифры собрала и ретроспектива Анри Картье-Брессона в парижском Центре Помпиду: при средней посещаемости 4233 человека в день общий результат — 424535 проданных билетов. Работы классика демонстрировались всего четыре месяца.
По вполне понятным причинам выставка работ участников шорт-листа премии Google в области синематографии Motion Photography Prize в лондонской галерее Saatchi (и это уже второй успешный проект этой галереи в рейтинге TAN) собирала каждый день по 4128 зрителей (общее количество посещений — 161003), хотя работала она чуть больше месяца — с апреля по май.
Намного дольше, с февраля по июнь, проходила выставка «Королевские страсти» Хироши Сугимото в Музее Пола Гетти в Лос-Анджелесе, собравшая 340967 посетителей при средней посещаемости 3178 человек в день.
Другой выставкой нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА), отданной на откуп «Новым фотографам», каждый день интересовалось 3023 человека (суммарная посещаемость — 353691).
Ретроспектива Майнора Уайта «Проявления духа» и параллельная ей«Сближения. Избранные фотографии из постоянной коллекции» в лос-анджелесском Музее Пола Гетти собрали 241721 зрителя. Каждый день на эти выставки, открытые с июня по октябрь, приходило 2707 человек.
Чуть меньше ежедневных посетителей (2616 человек) было у еще одной американской выставки — «XL: 19 новых приобретений в фотографии» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), которую посмотрело 627732 жителя и гостя «Большого яблока».
Замыкает десятку мировых лидеров среди самых посещаемых фотографических экспозиций прошлого года еще одна выставка в МоМА — «Американские фотографии Уокера Эванса», которую успело посмотреть 487834 человека при средней посещаемости 2568 ценителей в день.
На первом месте в этом рейтинге — выставка «Сальвадор Дали» в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро. Тут все сошлось: и институция с большой посещаемостью, год из года оказывающаяся во главе интернационального топа, и фигура Сальвадора Дали, словно бы специально созданная для широкоформатных музейных блокбастеров. Каждый день на эту выставку приходило 9782 человека, а всего ее увидело под миллион посетителей — 973995.
По 6524 человека ежедневно принимала весенняя выставка «Винсент Ван Гог / Антонен Арто» в парижском Музее Орсе. Всего ее почтили своим присутствием 654291 человек.
Творчество Рене Магритта точно так же, из года в год, пользуется повышенным вниманием публики. Экспозиция под названием «Мистерия повседневного» в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА), которую можно было увидеть с осени 2013-го до середины января 2014-го, привлекла в целом 643783 посетителя (6131 человек в день) и замкнула тройку мировых лидеров.
Еще одна крупная ретроспектива, на этот раз Жоржа Брака, проходившая в Гран-пале в Париже, «отстрелялась» более скромными цифрами: 4856 посетителей ежедневно и 462677 человек за все время работы.
На пятое место в этом рейтинге вышла выставка «Феликс Валлоттон. Пламень подо льдом» в амстердамском Музее Ван Гога. В самую посещаемую музейную институцию Нидерландов каждый день приходило 4630 человек, что в итоге позволило отчитаться о полумиллионе посетителей.
На шестом месте в рейтинге The Art Newspaper, посвященном классикам модернизма, оказался Джексон Поллок в лос-анджелесском Музее Пола Гетти. Выставка его настенной живописи — одна из двух сугубо американских выставок в этом списке. С марта по июнь 2014 года ее посмотрело 304349 человек при средней посещаемости 4269 зрителей в день.
Другая американская выставка — «Американский модернизм. От Хоппера до О’Кифф» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) — шла всю вторую половину 2013 года и часть зимы 2014-го, что позволило посетить ее 648325 зрителям (4210 человек ежедневно).
На восьмом месте интернациональной десятки — экспозиция, посвященная жизни и творчеству Поля Гогена, открывшаяся в том же Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА). Она ежедневно привлекала 4202 зрителя, показав в итоге результат в 390799 проданных билетов.
Ее показатели весьма близки еще одной ретроспективе Жоржа Брака, показанной в испанском отделении Музея Гуггенхайма, в Бильбао, куда посмотреть на работы одного из самых известных французских кубистов, собранные к 50-летию со дня его смерти, каждый день приходило 4109 человек. Общий итог выставки в Стране басков — 397364 посетителей.
Десятую строчку в «командном зачете» среди постимпрессионистов и модернистов заняла ретроспектива Анри Матисса в лондонской Тейт. На выставку декупажей с апреля по сентябрь пришло более полумиллиона ценителей искусства (562622 человека) при средней цифре 3907 посетителей в день.
Рейтинг самых посещаемых мировых и российских музеев и выставок будет опубликован в следующем номере нашей газеты.