18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Вручили «золотых львов» биеннале

«Золотой лев» Венецианской биеннале за национальный павильон достался павильону Армении с проектом «Армянскость». Куратор Марина Кюберян выбрала для участия в нем представителей армянских диаспор со всего мира (России среди них нет). Проект был посвящен 100-летию геноцида армян и, по формулировке жюри, отмечает значимость межкультурных влияний.

Павильон Республики Армения традиционно расположен на острове Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венецианской лагуне, месте, освященном для армян историей. Здесь были армянский монастырь и типография, и здесь с XVIII века сохранялось культурное наследие, которое за многие века неоднократно подвергалось опасности быть развеянным.

Кураторская концепция armenity («армянскости») подразумевает сочетание перемещения и территории, справедливости и примирения. Независимо от места рождения участвующие в проекте художники хранят память о своих истоках. Эти внуки переживших геноцид армян начала ХХ века по крупицам восстанавливают свою разрушенную идентичность. Понятия «память», «справедливость» и «примирение» преодолевают в этом проекте понятия «территория» и «география».

В проекте приняли участие: Хейг Айвазян (Ливан), Ниголь Безиян (Сирия, США), Анна Богигуян (Египет, Канада), Хера Бюйюкташьян (Турция), Сильвина Тер-Мегердитчан (Аргентина, Германия), Рене Габри и Ориен Анастасия (Иран, Палестина, США), Мхитар Гарабедян (Бельгия), Айкатерини Гегисян (Греция), Ервант Джаникян и Анджела Риччи Лукки (Италия), Арам Жибилян (США), Нина Катчадуриан (США, Финляндия), Мелик Оганян (Франция), Микаэл Оханьянян (Армения, Италия), Розана Палазян (Бразилия), Саркис (Турция, Франция), Грайр Саркисян (Сирия, Великобритания).

«Золотого льва» Венецианской биеннале как лучший художник получила Эдриан Пайпер, 66-летняя американка, живущая последние годы в Берлине, где она издает журнал по философии. По определению жюри она «новатор, который реформировал концептуальную практику, включив в нее субъективность автора и зрителя, и привлек внимание к эфемерности и преходящести шкалы ценностей». В Арсенале на основном проекте биеннале «Все будущее мира» она расставила три полукруглые стойки ресепшен, над которыми золотыми буквами прописаны разные жизненные кредо. Например, «я всегда сделаю то, о чем я говорю, что я собираюсь это сделать». Или «я всегда буду слишком дорогой, чтобы меня купить». Вставая за ту или иную стойку, зритель отождествляет себя с той или иной жизненной ролью, не зря работа называется The Probable Trust Registry, что можно перевести по-разному, но в любом случае это будут слова «вероятность», «доверие», «регистрация».

«Серебряный лев» лучшему молодому художнику достался Им Хьюнг Сун из Южной Кореи за работу «Фабричный комплекс».

Специального упоминания жюри «за невероятную смелость» удостоился Abounaddara Collective​ из Сирии — за документацию борьбы за выживание в ходе военного конфликта без того, чтобы принять ту или другую сторону.

Также специального упоминания жюри заслужил 35-летний алжирец Массинисса Селмани за серию карандашных рисунков под общим названием «Нужны ли тени, чтобы вспоминаться?» — странных сценок, исполненных с таким изяществом, что жюри наградило его за то, что он «скромными средствами создает то, что выходит далеко за их рамки».

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+