18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Можно ли рассказать просто о сложном?

№33
Материал из газеты

Издательство «Авангард» запускает новую серию монографий, посвященных ведущим художникам современной России. Вышли два первых выпуска — о творчестве Олега Кулика и о дуэте Владимира Дубосарского и Александра Виноградова

В обращении к читателю московский коллекционер и издатель Пьер Броше рассказывает, что призывал своих авторов отвечать так, как если бы их об этом попросили близкие друзья, не разбирающиеся в искусстве. Так и есть. За последнее время выпущено много фундаментальных и тяжеловесных «персональных» каталогов; интеллектуальных книжек, связанных с искусством, тоже публикуется достаточно; и все же современное искусство до сих пор не может избавиться от тега «непонятное». Изящная по задумке и более чем разумная в современных условия серия «Имена» издательства Ad Marginem, кажется, такой цели не преследовала. Зрителю, коллекционеру и просто интересанту приходится рассчитывать только на свои силы. Многим эта задача удается, о чем свидетельствуют на удивление толковые вступительные тексты Дмитрия Волкова, выступившего от имени компании Social Discovery Ventures, финансово поддержавшей проект.

Первые два выпуска серии, планируемой большой и представительной, посвящены звездам 1990-х. Одна — дуэту Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, другая — Олегу Кулику. Виктор Мизиано, автор монографии о Дубосарском — Виноградове, своих героев называет «художниками поколения». Но и Кулик имеет не меньшее право претендовать на такое звание. Это правильно: герои 1990-х заслужили бронзовые памятники в полный рост. А уменьшенные копии этих монументов должны продаваться в каждом газетном киоске.

Есть небольшая психологическая проблема для самих мастеров искусств: они не очень готовы к последовательной музеефикации и переживают фрустрации из-за некоторых эпизодов своей творческой биографии. Оба персонажа изначально строили проекты на работе в медиальном пространстве, но теперь уже прилагают усилия к тому, чтобы как-то отслоить созданные ими же самими медийные образы. (Олег Кулик однажды сказал: «Моя биография — это тот имидж, который мне навязывает общественное мнение…»)

Таким образом, следует признать, что перед авторами, Виктором Мизиано и Людмилой Бредихиной, откликнувшимися на призыв Пьера Броше, стояла весьма сложная задача чисто литературного свойства. И они смогли! Героическими усилиями пригладили присущий им интеллектуальный «хардкор», не сделав при этом никаких послаблений по части интеллектуальной насыщенности и научной достоверности. Тексты главреда «Художественного журнала» Виктора Мизиано пересыпаны максимами Жана Бодрийяра и других любомудров современности. Но и они выглядят уместными в таком заведомо просветительском контексте. Особенно следует отметить точные и изощренные описания конкретных работ — жанр достаточно необычный для этого автора, наклонного, скорее, к абстрактному теоретизированию.

Текст Бредихиной немного выпадает из формата, подразумевающего отстраненность. Людмила — до определенного момента жена, соратница Олега Кулика. Именно она теоретически оформила Анималистический проект, а в некоторых случаях ее имя указывалось в качестве соавтора. Сейчас выступая уже как ученый, с высокой степенью корректности и последовательности она описывает объект своего исследования. При этом время от времени тактично вплетая в повествование крайне занимательные фрагменты чисто автобиографического свойства. 

Бредихина Л. Олег Кулик. М.: Авангард, 2015. 96 с.

Мизиано В. Виноградов и Дубосарский. М.: Авангард, 2015. 96 с.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+