18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Никола Пуссен. Вольнодумец и философ или истовый католик?

№33
Материал из газеты

Об этом выставка в Лувре к 350-летию со дня смерти основателя классицизма

Со времени публикации в 1958 году одной из авторитетнейших в научном мире монографий о Никола Пуссене (1594—1665) английского искусствоведа Энтони Бланта бытует мнение, что религия занимала весьма скромное место в жизни и творчестве французского мастера XVII века. Что он был скорее стоиком, чем христианином, скорее вольнодумцем, чем правоверным католиком. Что подтверждает и превалирующее количество сюжетов из античной мифологии в его наследии.

Однако в последнее время это мнение, еще раз декларированное искусствоведом Жаком Тюилье в его объемном каталоге к выставке Пуссена в Лувре в 1994 году, стало подвергаться сомнению.

Не в последнюю очередь благодаря Марку Фумароли, еще одного специалиста по Пуссену. Тщательнейшим образом исследовав биографию Пуссена, он пришел к выводу, что тот был ортодоксальным католиком, и что Блант представлял художника чуть ли не леваком из-за своих коммунистических симпатий. Известно, что в Риме, где Пуссен провел большую часть своей жизни и там же умер, он был близок кардиналу Франческо Барберини и дружил с его секретарем Кассиано даль Поццо. Они покровительствовали ему и заказали не одну картину на религиозную тему, такие как, например, Мученичество святого Эразма, 1628; Семь таинств, 1639–1640.

Теперь эта точка зрения нашла свое воплощение в выставке Пуссен и Бог в Лувре. Кураторы собрали для нее 63 живописных полотна и 34 рисунка на библейские и евангельские темы из коллекции Лувра и других музеев. Их распределили по семи разделам: римский католицизм, картины на тему Святого семейства, патроны-иезуиты и друзья-католики, предпочтение христианского провидения языческому фатуму, образы Моисея и Христа в творчестве Пуссена и, в конце,  его величественные пейзажи, пронизанные божественным присутствием. Тем самым зрителю предлагают рассматривать искусство Пуссена, где часто соседствуют сакральное и языческое, в контексте его религиозных воззрений. И это еще один ключ к пониманию наследия большого мастера, но, скорее всего, тоже не последний.

Параллельно с выставкой Пуссена в Лувре открылась еще одна — Изготовление сакральных образов. Рим-Париж, 1580—1660. Она включает 85 картин, скульптур и рисунков и создает контекстуальный фон для выставки Пуссена. Акцент здесь сделан на различиях национальных школ в эпоху Контрреформации — триумфально-театральной в Риме и куда более классической, сдержанной и рациональной у французов.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+