Говорят, что вы раньше ни разу не были на Венецианской биеннале.
Да, правильно.
Теперь, когда вы здесь, вы считаете, что много потеряли? Будете ездить еще?
Только по делам. Я жду, когда приеду сюда осенью и действительно все посмотрю. Сейчас я зашла только в несколько павильонов и видела очень мало. Скажу, что шанс пропустить открытие биеннале у меня точно никакого сожаления не вызывает. Посмотреть ничего нельзя, везде толпа, бессмысленное занятие. И открытие собственной выставки, конечно, приятно, но не пять же дней подряд!
А как же общее оживление? Это ведь соревнование отчасти с другими художниками…
На меня это как-то не действует. Я пыталась сделать все наилучшим образом. Художники не спортсмены, их нельзя сравнивать, каждый если и соревнуется, то с самим собой. Этот павильон, такой большой, сложный, интересный, был как подарок. Он был вызовом для меня как художника, работающего с пространством. Мне кажется, что у меня получилось, это такая коллаборация, совместная работа с архитектором Щусевым. Из того, что я видела, только в австрийском павильоне художник работал непосредственно с архитектурой. Но там абсолютный минимализм.
А вам важно, с какой архитектурой работать? Если бы вам достался тот, австрийский, модернистский?
Я бы работала с тем, что есть. Здесь это было очень тяжело, это был вызов, но я довольна тем, как все получилось. Начиная даже с перекраски павильона. Он же был как голая бежевая кукла. Посмотрите. Даже хорошо, что задний фасад остался прежним, есть возможность сравнить. (Мы сидим на задней террасе павильона, куда редко заходит публика. — TANR). Половина народа, мне кажется, даже не заметила, что павильон стал зеленым. И это хорошо, значит, это естественно! Возвращение изначального цвета, предусмотренного Щусевым, вернуло павильону достоинство и адекватность, вписанность в природу.
Все обсуждают оттенок этого цвета, люди спорят, действительно ли он зеленый.
Дело в том, что это очень сложный цвет, и он постоянно меняется в зависимости от освещения. Например, во второй половине дня в солнечные дни он абсолютно зеленый. Когда, например, неяркое солнце и днем, он более голубой, к синему тяготеет. То есть это цвет «живописный», непростой.
Не кабаковский зеленый, как в инсталляциях Ильи Кабакова про советские коммуналки.
«Коммунальный» зеленый тоже имеет свое очарование. Но цвет павильона сложный, он взаимодействует с пейзажем — с деревьями, с лагуной, — постоянно меняется.
Голова летчика в первом зале тоже вызывает у всех разные ассоциации. Кому-то он кажется космонавтом в безвоздушном пространстве, кому-то — головой богатыря из «Руслана и Людмилы».
Щусевский павильон для меня — это машина времени. И пилот — проводник по его залам. Эта идея пришла ко мне, когда я рассматривала крышу этого зала. Она напоминает кабину истребителя — обратили внимание? В соседних залах просто купола стеклянные, а здесь форма фонаря другая. Так получилась голова в размер «кабины».
Сейчас, на открытии, слишком много народу. Но в идеале, когда один-два посетителя, когда в зал заходит человек, пилот не только открывает глаза (это уже все заметили), но и поднимает глаза и делает стеклянную крышу прозрачной. И вы начинаете видеть, что происходит снаружи: небо, павильон, кусочек кроны деревьев. Это приглашение к «расширению» вашего видения, а пилот — он ваш проводник в зрении. Вы обратили внимание, что во многих павильонах на биеннале использованы звуковые образы. Я много работала со звуком, но наш павильон должен быть абсолютно беззвучным, тихим, как во сне. Первая комната — это сумерки, когда вы погружаетесь в сон, или ранний рассвет, когда все серое. А большая комната — это глубокий сон, она совершенно черная. Когда вы заходите, там абсолютно темно и немного сияет квадрат стекла на полу. И если вы отважитесь на это стекло наступить, тогда откроется небо у вас над головой и свет от неба закроет то, что вы видите внизу, «прошлое», где в земле копошатся черви. Только вы сойдете с квадрата, эти небесные шторки потихоньку закроются, и будет опять темно. Но, кроме мерцающего квадрата пола, вы видите еще некое красное гало квадрата вокруг входа в следующее пространство. Красный отсвет ведет вас туда, и там вас ждет «кинетический кошмар».
Эти красные и зеленые как будто движущиеся пятна — это абстракция или обрывки образов?
Это мой ночной кошмар, это остатки, руины образов разных времен. Одна стена — это Колизей, другая — это 11 сентября, это, может быть, сектор Газа, а может быть, Украина. Это собирательный образ катастрофы. Апокалипсис, который возвращается, сценарий будущего, которого надо избежать. То есть квадрат стекла в черном зале — это точка отсчета в системе координат, где зритель находится в здесь и сейчас, но смотрит в прошлое, в настоящее, в будущее. Все это невербальная коммуникация, рассчитанная на чувства. Зрительное искусство, визуальное как раз должно соотноситься со зрением и пространством. А у нас концептуализм, все говорят, вербальный.
То есть здесь вы уже не концептуалист?
Меня всегда относили именно к концептуализму. Концептуалистами были все мои друзья. Интересно, что куратор нашла старое видео 1984 года, в котором я рассказываю, чем тогда занималась. Получается, практически тем же самым. Вот только я против, когда громко включают звук. В павильоне должно быть совершенно тихо.
А большой зал внизу, что там за видео?
Это тоже «сон» — про мою страну, мою семью, историю… Все основано на архиве моей семьи и моем личном архиве. Вот эти 8-миллиметровые фильмы — это папа снимал в 1950-х, 1960-х, 1970-х годах. Цветные современные съемки — это я снимала: когда я приезжала в Москву, ходила и на проспект Сахарова, и на Болотную.
Я узнала в вашем видео некоторых важных персонажей. Там есть Борис Гройс, художница Маша Сумнина, дочка Андрея Монастырского, сам Андрей, Елена Елагина и Маша Константинова. А если человек не в контексте и не прочитал ваш текст о том, что вы этим хотели сказать?
Главное, что там есть ощущение времени. Это 12 коротких отрезков, каждый по 6,5 минут, они начинаются с дореволюционной эпохи, потом довоенное время, потом сразу после войны, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 2000-е и наши. Каждый отрезок «смывается» либо водой, либо деревьями прорастает, либо червяками в земле. Это отсылает нас к цикличности восприятия времени: все мы будем в земле, и через наши могилы будут расти деревья. История есть только тогда, когда мы ее пережили и отрефлектировали. Там еще есть такой момент: на старых фотографиях лицо обводится в кружок. Это жест памяти, моя мама так отчеркивала лица людей, которых помнила. А потом жест стирания, как когда-то при Сталине закрашивали лица, имена расстрелянных… Все это считывается, это общечеловеческое, эмоциональное.
Вы довольны вашим альянсом с куратором, Маргаритой Тупицыной?
Мы работали параллельно. У нас работа вместе была только на самом первом этапе, когда я сделала три проекта, а Стелла (Кесаева, комиссар российского павильона. — TANR) и Маргарита выбрали из них один. А потом Маргарита занималась каталогом, а я занималась работой.
Вы согласились с их выбором или предпочли бы реализовывать другой проект?
У меня все были хорошие. И Стелла склонялась к еще одному. Но этот, реализованный сейчас, был для Маргариты, я думаю, лучшим для описания, поскольку она могла это связывать с историей искусства — с Кабаковым, с Малевичем. Но для меня, я еще раз скажу, смысл был в совместной работе не с Малевичем или с Кабаковым, а со Щусевым, это уж абсолютно точно.