Нынешним летом Центр искусств Джона Майкла Колера в штате Висконсин открыл у себя «Арт-заповедник» (Art Preserve) — музей, целиком посвященный художникам-аутсайдерам. На территории площадью 6 тыс. кв. м экспонируется и хранится более 25 тыс. произведений искусства. Новое пространство станет местом, где исследуют и демонстрируют творения тех, кто бросает вызов привычным жанрам.
Главным образом здесь представлены образцы народного искусства — нередко созданные из найденных или подручных материалов и изначально размещавшиеся в доме автора или на участке неподалеку. «Они ориентированы скорее на условия жизни художника, life-specifiс, чем на особенности окружающего пространства, site-specifiс», — поясняет помощник куратора музея Лаура Бикфорд.
Один из ярких примеров — творчество Фреда Смита, который с 1948 по 1976 год у себя на ферме и вокруг своей таверны установил около 230 бетонных скульптур, украшенных пивными бутылками и другими предметами. Соседи называли землю Смита «Бетонным парком», а, когда художник умер, независимый Фонд Колера, работающий с Центром искусств Колера, приобрел участок. «В то время о подобных арт-пространствах особо не заботились, — рассказывает замдиректора музея Эми Хорст. — Фонд шагнул в пустоту, куда не отваживались идти другие музеи». Проектом тогда руководила Рут Де Янг Колер II, почетный директор Центра искусств Колера и инициатор «Арт-заповедника» (она умерла в 2020 году в возрасте 79 лет). Десять скульптур Смита сейчас представлены в экспозиции.
Однако стратегия фонда основана не только на приобретениях. После документирования и оценки объекта или арт-пространства его представители часто назначают местного хранителя и, когда это возможно, дарят произведения муниципалитету или округу, в котором они находятся. «Мы предпочитаем, чтобы искусство оставалось на своих местах, in situ», — говорит директор центра Сэм Гэппмайер.
Впрочем, наиболее хрупкие объекты передаются в музей на хранение, а находящиеся под угрозой попадают в коллекцию целиком, как это было в случае с «Домом Прекрасной Святой Драгоценности» Лоя Боулина. Автор, объявивший себя «истинным ковбоем в стразах», украсил стены дома в Маккомбе в штате Миссисипи яркой краской, плотной бумагой, блестками и камнями. В 1998 году Центр искусств приобрел четыре оригинальные стены и часть фасада его особняка.
Подобные произведения — головная боль для реставраторов. Каждый раз, когда творение Боулина берут на выставки, блестки осыпаются. «Это всегда сложная задача, — отмечает Хорст. — Встречаются „врожденные дефекты материала“, когда существует тенденция к саморазрушению объектов, так что важно определить подход к произведению, которое никогда не предназначалось для музея и вообще для изъятия из родной среды».
Дизайн «Арт-заповедника», разработанный денверской фирмой Tres Birds, созвучен такого рода проблемам. Центральный вход в здание украшен высокими деревянными досками, которые создают и тень для экспонатов, и ощущение случайно найденного сокровища. Затем посетители попадают в действующую копию таверны Smith’s, где подают местное пиво. Сидя за барной стойкой, можно полюбоваться оригинальными работами Фреда Смита.наших художников».
На трех этажах музея у каждого художника своя зона: экспонируемые работы, прозрачные хранилища и мониторы с визуальной документацией того места, где создавались произведения. Элементы дизайна содержат отсылки к пейзажам, в которых раньше существовало это искусство.
Например, жутковатые мобили Эмери Блэгдона из металлических полос и проволоки первоначально хранились в сарае у его дома в Небраске, где он пытался использовать целительную энергию электромагнитных полей Земли. Более 400 компонентов, в том числе перфорированные алюминиевые листы, механические детали и флаконы с минералами, демонстрируются в пространстве, построенном из грубо обтесанных досок, напоминающих о деревенском сарае.
Как говорит Хорст, местоположение в Шебойгане, живописном городке на берегу озера Мичиган, «дает нам свободу в смысле расширения». И поясняет: «Можно больше рисковать и иногда даже позволить себе неудачи». Музей находится в часе езды от аэропорта Милуоки, и сотрудники Центра искусств Колера надеются, что скоро он станет пунктом назначения нового арт-маршрута. «Нас вдохновила Марфа, — признается Гэппмайер, имея в виду техасский городок, в свое время преображенный скульптором Дональдом Джаддом, — хотя его минимализм и прямо противоположен яркости