18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Закулисье ювелирного мастерства и балетного искусства

№95
Материал из газеты

Очарованный изяществом балетных па, французский ювелирный Дом Van Cleef & Arpels приглашает в волшебный и таинственный мир танца и драгоценностей

Балет всегда был связан с аристократическим миром роскоши. Философия и культурная политика ювелирного Дома Van Cleef & Arpels — еще одно подтверждение этого правила. Особое отношение бренда к балетному искусству дало жизнь образовательной инициативе En Coulisses. Все мероприятия программы подчинены главной задаче — распахнуть перед публикой двери в закулисье, где таятся секреты ювелирного мастерства и красоты танца.

Главной площадкой En Coulisses 8–17 октября станет третий этаж «Петровского Пассажа». Насыщенная программа концептуально делится на две большие части, посвященные балету и украшениям. Все тонкости ювелирного дела будут освещены на лекциях в онлайн- и офлайн-форматах, а также мастер-классах. Их проведут лучшие ювелиры, закрепщики камней, дизайнеры и полировщики ювелирных украшений Дома, которых в ателье на Вандомской площади называют mains d’or, «золотые руки». Отдельный цикл лекций и дискуссий в программе посвящен искусству танца.

Узнав много интересного и нового, можно отправиться со знанием дела смотреть выставки, расположенные на третьем этаже пассажа. Там будут представлены снимки легендарных артистов и хореографов, сделанные мастером балетной фотографии Михаилом Логвиновым, и ретроспектива из более чем 40 выдающихся произведений музейной коллекции Van Cleef & Arpels. В их число вошли 16 уникальных брошей-балерин, а также минодьеры — небольшие сумочки с жестким корпусом, украшенные балетными сценами. Работы охватывают пять десятилетий, что позволит проследить эволюцию темы танца, рассказанную драгоценностями.

Первые броши-балерины были вдохновлены портретами и фотографиями знаменитых танцовщиц. В дальнейшем найденные позы приобрели универсальный характер. Прошли десятилетия, а в брошах сохранились изящество балетного па, томность изгиба лебединой шеи и легкость жеста нежных рук. Неизменными остались и ажурные пачки из россыпи самоцветов, и филигранно сделанные пуанты на тонких драгоценных ножках. По сей день для каждой коллекции дизайнеры Дома создают новую ипостась броши-балерины, беря за основу уже традиционную иконографию. Атмосферу театральной феерии на выставке поддерживает коллекция роскошных балетных костюмов Большого театра, для которых характерна та же маэстрия в исполнении деталей, что и для предметов из коллекции Van Cleef & Arpels.

Остальные украшения основаны на двух других важных для Van Cleef & Arpels источниках вдохновения — высокой моде и красоте природы. На выставке покажут причудливые броши флоральных форм и классические колье Zip и Sequin. Жемчужина экспозиции и предмет особой гордости, редко экспонируемый перед широкой публикой, — бриллиантовая тиара, которую надевала в 1978 году княгиня Монако Грейс на свадьбу дочери.

Связь Дома с балетом началась еще в далекие 1920-е годы, когда его основатель Луи Арпельс водил племянника Клода смотреть балет в Оперу Гарнье, расположенную неподалеку от главного бутика бренда. В дальнейшем страсть к балету свела Клода с хореографом, создавшим труппу «Балета Нью-Йорка», Джорджем Баланчиным. Мэтры совпали друг с другом в своей любви к танцу и ювелирным творениям. В результате их творческой коллаборации Баланчин поставил в конце 1960-х балет «Драгоценности». В 2021 году по мотивам знаменитой постановки Дом Van Cleef & Arpels создал три модели драгоценных часов Lady Arpels Ballerines Musicales с подвижной деталью-занавесом и мелодичным звучанием, как в старинных музыкальных шкатулках.

Балетомания бренда не ограничивается созданием украшений. Он проводит активную культурную политику, оказывая поддержку как молодым талантливым хореографам, так и крупным мировым театрам, в том числе и российским. Например, в 2012 году Дом Van Cleef & Arpels выступил партнером Большого театра в работе над новой постановкой балета «Драгоценности». В основу сценографии и художественного решения костюмов был положен фирменный стиль Дома.

При поддержке бренда в рамках программы En Coulisses в октябре будет поставлен балет-опера «Зефир и Флора, или Метаморфозы». Решение обратиться именно к нему связано с традицией сотрудничества Франции и России: в XIX веке Адам Глушковский поставил балет по мотивам одноименной постановки своего французского учителя Шарля-Луи Дидло. Кстати, сам сложносоставной жанр оперы-балета сложился при французском придворном театре. Место современной премьеры — Дом Пашкова — тоже выбрано как дань истории. Там прошел первый показ спектакля в 1817 году, так как после наполеоновского нашествия и пожара в столице этот особняк превратился во временное пристанище для труппы Большого театра. Особое значение имеет обращение к оригинальной музыке французского композитора той эпохи Фредерика Антуана Венюа, о живых интонациях которой хвалебно отзывался сам Александр Пушкин. Считалось, что партитура Венюа утрачена, однако недавно ее чудом обнаружили в одном из европейских архивов.

За новую постановку отвечает именитый хореограф Артемий Беляков. В ней принимают участие звезды Большого театра: танцовщики Дарья Хохлова, Артем Овчаренко, Игорь Цвирко и оперные солисты Ярослав Абаимов и Аида Гарифуллина. Зрителям, не сумевшим лично насладиться премьерным показом 7 октября, не стоит беспокоиться: запись спектакля будет транслироваться на выставке En Coulisses на третьем этаже «Петровского Пассажа».

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+