18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Есть ли шанс найти подлинную работу Куинджи на арт-рынке?

Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) после реставрации. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина
Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) после реставрации.
Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина

На основании каких исследований эксперты устанавливают авторство работы, как им в этом может помочь грамотная реставрация, что нужно знать о творческом наследии Архипа Куинджи и какие надписи искать на обороте его картин

Архип Куинджи — художник на рынке редкий и потому дорогой; коллекционеры весьма неохотно расстаются с его произведениями. Если вспомнить публичные продажи его работ, то самой дорогой окажется знаковая для творчества мастера «Березовая роща», проданная на Sotheby’s в 2008-м за $3 млн, а другие его картины среднего размера уходили за сотни тысяч долларов. В случае же работ музейного уровня речь может идти о сумме в $1–2 млн. Другой вопрос, что шанс встретить в частной коллекции подлинное произведение Куинджи, тем более по качеству сопоставимое с эталонными работами из музеев, ничтожно мал. Но все-таки прецеденты были, и тут решающую роль играет наличие экспертного заключения, которое свидетельствует о проведении комплексного искусствоведческого и технико-технологического исследований, на основании которых можно атрибутировать работу.

Недавно в Центре художественной экспертизы имени И.Е.Репина проводились исследование и реставрация картины из частного собрания «Морской берег в лунную ночь. Крым», приписываемой Архипу Куинджи. Экспертиза включала стилистический, технико-технологический и источниковедческий анализ, на основании которых удалось подтвердить авторство мастера. По стилистике, манере и уровню исполнения работа полностью соответствует подлинным произведениям живописца из крымского цикла (в 1886 году художник приобрел землю в Ялтинском уезде, а позже построил дачу, куда каждое лето приезжал вместе с учениками). В пользу подлинности картины свидетельствовали также анализ пигментов, исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении, проведенный рентген работы. Кроме того, на обороте холста имеется удостоверяющая надпись художника Ивана Дженеева, одного из членов-учредителей Общества Куинджи, организованного в 1909 году в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства самого мастера.

Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) до реставрации. Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина
Картина Архипа Куинджи «Морской берег в лунную ночь. Крым» (1898–1908) до реставрации.
Фото: Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина

Однако не было найдено номера работы, хотя его наличие на оборотах подлинных картин Куинджи признано чрезвычайно важным фактором при атрибуции произведений. После смерти мастера в 1910 году его ученики, члены общества, вместе с вдовой художника систематизировали около 500 произведений, завещанных им обществу. Был составлен подробный список, а сами картины — пронумерованы в соответствии с описью.

Впрочем, когда реставраторы отделили картон, на котором написана композиция, от дублировочного холста, с помощью которого картину укрепили в начале ХХ века, было обнаружено, что в качестве основы художник использовал фрагмент олеографии своей знаменитой «Ночи на Днепре» 1880 года. Она была настолько популярна, что Куинджи сам принял решение о ее массовом тиражировании в технике масляной олеографии, но неудачные, по его мнению, экземпляры вторично использовал как основу для новых картин. После того как дублировочный холст был удален, на обороте картона удалось различить и удостоверяющие подписи четырех художников — членов-учредителей общества, и порядковый номер 71, соответствующий описи. Под этим номером в списке значится пейзаж «Море. Серый день. Крым» 1898–1908 годов. Так совместные усилия экспертов и реставраторов позволили окончательно убедиться в верности атрибуции картины Архипу Куинджи.  

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+