18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Старообрядцы в объективе художника Федора Телкова

Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021. Фото: MMOMA
Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021.
Фото: MMOMA
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Фотограф и художник Федор Телков несколько лет снимал быт старообрядческих общин современной России. Результатом стала выставка «Право веры» в Московском музее современного искусства

Автор погружается в жизнь религиозных общин, переживших столетия преследований и репрессий. Значительная часть старообрядцев, не признавших литургические реформы патриарха Никона, отправилась в Сибирь, кто-то уехал в Америку и Бразилию.

Чтобы получить доступ к старообрядческим общинам, фотографу пришлось несколько лет выстраивать с ними доверительные отношения. В 2016 году он начал фиксировать на камеру их повседневную жизнь в отдаленных таежных поселениях. Источником вдохновения, по словам самого Телкова, послужили фотографии старообрядцев, сделанные Максимом Дмитриевым в начале ХХ века. «Я хотел показать традиции, в которых почти ничего не поменялось за последние 100 лет, чтобы зритель засомневался, когда именно были сделаны эти фото», — объясняет Телков. Для достижения такого эффекта он делает низкоконтрастные черно-белые снимки, используя естественное освещение и длинную выдержку.

Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021. Фото: MMOMA
Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021.
Фото: MMOMA

На фотографиях Телкова мы видим группу людей, объединенных одной верой, неподвластной времени, которой чужд современный мир. На одном из снимков фотограф запечатлел, как молодые мужчины несут деревянный крест в лесном полумраке. На фотографии с эффектом сепии видно, как луч заходящего солнца высвечивает очертания креста, вырезанного просто и без изысков.

Федор Телков признается, что с детства чувствовал себя чужаком, потому что его семья не была похожа на остальные. Многие жители его района в Нижнем Тагиле тогда работали инженерами на огромном Уралвагонзаводе, а его отец был писателем и какое-то время владел местным издательством. После распада Советского Союза завод уже не действовал в прежних масштабах и город стал довольно депрессивным местом. В проекте 2014 года «Потомки мечты» Телков фиксирует мрачные улицы и людей с уставшим взглядом. Фотопроекты «Урал мари. Смерти нет» (2017–2019) и «Семья. Тайга. Олень» (2020) рассказывают об ассимилировавших в советский период коренных народах. С портретов на нас глядят кажущиеся чужеземными лица разных возрастов, помещенные Телковым в городской контекст. Есть и те, кто решил вернуться в привычные для них условия жизни в тайге. «Люди с Севера лучше адаптируются к незнакомой обстановке. У них есть что-то, чего нет у обычных людей, живших в советской системе», — говорит фотограф.  

Впервые опубликовано в Russian Art Focus №40

Московский музей современного искусства
«Федор Телков. Право веры»
До 19 июня

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+