Автор погружается в жизнь религиозных общин, переживших столетия преследований и репрессий. Значительная часть старообрядцев, не признавших литургические реформы патриарха Никона, отправилась в Сибирь, кто-то уехал в Америку и Бразилию.
Чтобы получить доступ к старообрядческим общинам, фотографу пришлось несколько лет выстраивать с ними доверительные отношения. В 2016 году он начал фиксировать на камеру их повседневную жизнь в отдаленных таежных поселениях. Источником вдохновения, по словам самого Телкова, послужили фотографии старообрядцев, сделанные Максимом Дмитриевым в начале ХХ века. «Я хотел показать традиции, в которых почти ничего не поменялось за последние 100 лет, чтобы зритель засомневался, когда именно были сделаны эти фото», — объясняет Телков. Для достижения такого эффекта он делает низкоконтрастные черно-белые снимки, используя естественное освещение и длинную выдержку.
На фотографиях Телкова мы видим группу людей, объединенных одной верой, неподвластной времени, которой чужд современный мир. На одном из снимков фотограф запечатлел, как молодые мужчины несут деревянный крест в лесном полумраке. На фотографии с эффектом сепии видно, как луч заходящего солнца высвечивает очертания креста, вырезанного просто и без изысков.
Федор Телков признается, что с детства чувствовал себя чужаком, потому что его семья не была похожа на остальные. Многие жители его района в Нижнем Тагиле тогда работали инженерами на огромном Уралвагонзаводе, а его отец был писателем и какое-то время владел местным издательством. После распада Советского Союза завод уже не действовал в прежних масштабах и город стал довольно депрессивным местом. В проекте 2014 года «Потомки мечты» Телков фиксирует мрачные улицы и людей с уставшим взглядом. Фотопроекты «Урал мари. Смерти нет» (2017–2019) и «Семья. Тайга. Олень» (2020) рассказывают об ассимилировавших в советский период коренных народах. С портретов на нас глядят кажущиеся чужеземными лица разных возрастов, помещенные Телковым в городской контекст. Есть и те, кто решил вернуться в привычные для них условия жизни в тайге. «Люди с Севера лучше адаптируются к незнакомой обстановке. У них есть что-то, чего нет у обычных людей, живших в советской системе», — говорит фотограф.
Впервые опубликовано в Russian Art Focus №40
Московский музей современного искусства
«Федор Телков. Право веры»
До 19 июня