Каждый раз, когда мы публикуем наш ежегодный рейтинг музейной посещаемости, мы пытаемся выделить важнейшие факторы, повлиявшие на статистику в целом. Как и в прошлый раз, в 2021 году важнейшим фактором воздействия на статистику оставалась пандемия коронавируса. Сейчас уже немного странно вспоминать, что именно эта напасть мешала нам нормально жить больше всего остального, но факт остается фактом. Особенно наглядно он предстает в ретроспективе трех последних лет. В сводной таблице по российским музеям мы даем абсолютные цифры за 2021 год, сопроводив их процентами изменения посещаемости по сравнению с 2020-м и 2019-м — периодами максимального упадка и допандемийного благополучия соответственно.
Разумеется, 2021 год оказался в России гораздо менее сокрушительным для музейной сферы, чем предыдущий. Во всех аспектах, в том числе в части привлечения массовой аудитории. Для прошлого года уже не были характерны длительные локдауны (хотя многие наши респонденты не преминули пожаловаться на то, что карантин, объявленный на январских каникулах 2021-го в столице и ряде других мест, нанес ощутимый удар по музейной экономике). Простоев из-за пандемии случалось все-таки немного, а в некоторых регионах их даже не было вовсе.
Однако негативное воздействие оказывали другие, «побочные» явления. Повсеместные и обязательные QR-коды, ограничения по заполняемости залов и числу экскурсантов в группах, необходимость приобретения электронных билетов строго по сеансам, отмена массовых мероприятий — все это, по отдельности и в совокупности, не способствовало активному притоку публики. Так что усредненная статистическая модель такова: большинство отечественных музеев, опрошенных нашим изданием, демонстрирует заметный рост посещаемости в сравнении с 2020 годом и некоторый спад ее же относительно 2019-го. Отступления от этой схемы встречаются, но выглядят исключениями из правила.
Так или иначе, предпринятые в России антиковидные меры, хотя и воспринимались нами как чуть ли не драконовские, все же оказались в сумме более мягкими, чем во многих других странах. Для большинства зарубежных музеев затяжные локдауны оставались суровой реальностью на протяжении всего 2021 года. Что отразилось на мировом рейтинге, который был опубликован в майском номере The Art Newspaper Russia. Комментируя эти результаты, мы писали о сенсационных показателях российских институций. Сразу восемь из них вошли в топ-150 самых посещаемых музеев планеты, причем Государственный Русский музей занял вторую строчку в рейтинге, сразу после Лувра, а Мультимедиа Арт Музей, Москва оказался на третьем месте. Не умаляя героических заслуг наших коллег, отметим все же, что такой рывок в международном чарте вряд ли был бы возможен при общем для всех равенстве условий. Впрочем, где и когда оно в принципе бывает, пресловутое равенство?
В отечественном рейтинге, кстати говоря, лидирующая группа выглядит не совсем так, как в международном. Первые три позиции занимают музеи-заповедники и музеи-памятники, отчеты которых не рассматривались при составлении глобального списка. Присутствуют у нас в топ-50 и другие институции, не отмеченные на интернациональном уровне, но честно заработавшие свои цифры посещаемости. Среди этих музеев немало региональных.
Пандемию никто, естественно, не воспринимал в качестве подарка судьбы, однако, помимо очевидных минусов, в той ситуации обнаружились и некоторые плюсы. Одним из них оказался рост внутреннего туризма, пусть отчасти и вынужденный. Для мегамузеев обеих столиц (и для нескольких крупных туристических центров в регионах) прибавление числа посетителей-соотечественников вряд ли компенсировало почти полное отсутствие иностранцев, а вот заведения калибром помельче приток заезжих россиян вполне оценили. Например, из Ясной Поляны нам сообщили, что усадьба Льва Толстого стала «одним из наиболее популярных и востребованных мест» именно у отечественных туристов, благодаря чему музею в 2021 году «удалось выйти на показатели, которые были до пандемии». К выгодам, которые многие музеи сумели извлечь для себя из коронавирусного бедствия, можно отнести и радикальный, качественный скачок в сфере продвижения интернет-проектов и виртуальной коммуникации с широкой аудиторией — об этом нередко говорилось в ходе нашего опроса.
Если интернет-активность почти у всех заметно возросла, то в части организации офлайновых выставок дела шли далеко не так гладко. Хотя межмузейная логистика внутри страны, изрядно пострадавшая в 2020-м, на следующий год начала постепенно восстанавливаться, все же турбулентность не исчезала, проблем возникало много, так что совместных, обменных или просто гастрольных проектов мы явно недосчитались. Про международные блокбастеры и говорить нечего — впрочем, нельзя не вспомнить отдельные яркие проекты, которые очень украсили прошлогоднюю всероссийскую афишу. Например, выставка «Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии», прошедшая в Государственном Эрмитаже, заняла третью позицию в рейтинге выставок (его мы традиционно публикуем отдельной таблицей). Чрезвычайно высокой посещаемостью отличалась и ретроспектива Михаила Врубеля в Государственной Третьяковской галерее. Проект этот, хотя и был международным лишь в небольшой своей части, стал образцом того, как надо собирать сложные монографические пазлы в не самых благоприятных обстоятельствах.
Резюмируя прошлогоднюю выставочную жизнь, попробуем использовать название экспозиции художника Валерия Чтака в Мультимедиа Арт Музее — «Могло бы быть гораздо хуже». Хотя такой слоган, пожалуй, может пригодиться и в будущем.
Рейтинг подготовили Ирина Джумаева, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова