18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Психогеография на Солянке

Екатерина Балабан. Из проекта «Море волнуется». 2018–2022. Фото: Екатерина Балабан
Екатерина Балабан. Из проекта «Море волнуется». 2018–2022.
Фото: Екатерина Балабан

Выставочно-перформативный проект «‎Точка 55.754630, 37.638530»‎, реализованный в «ГРАУНД Солянке» магистрантами базовой кафедры музея «‎Гараж» и НИУ ВШЭ, ведет зрителя на заброшенные территории, окутанные мифами пустыри и просто куда глаза глядят

Галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка» — пространство движения и действия: здесь проходят перформансы, импровизационные спектакли, концерты экспериментальной музыки. И даже на ежевоскресных сеансах рисования в этих стенах художники делают наброски не со статичной, а с движущейся в танце натуры. Новый выставочно-перформативный проект‎, реализованный здесь выпускниками Garage Academy, посвящен практике прогулки, которая начинается в «‎Точке 55.754630, 37.638530»‎ — это, собственно, и есть географические координаты галереи.

Прочерченные отсюда маршруты ведут в аномальные зоны, окутанные городскими легендами (Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева, ‎Related Slagheeps, 2021–2022), и на заброшенные призрачные территории, которые даже не имеют имени на карте (Владимир Чернышев, «Загородные практики», 2013–2020). Посетитель может попасть почти в эпицентр атомной аварии, произошедшей в 1957 году на Урале: тогда о катастрофе умалчивали советские газеты, а теперь о ней говорят березы, на спиле которых можно обнаружить темные участки, пораженные излучением (Павел Отдельнов, «‎Звенящий след», 2021). Также можно стать участником экспедиции в город Березняки, который был возведен на месте обмелевшего еще в древности Пермского моря, а сегодня буквально проваливается под землю (Екатерина Балабан, «‎Море волнуется»‎, 2018–2022).

Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева. Из проекта «Related slagheep ... графия». 2021–2022. Фото: Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева
Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева. Из проекта «Related slagheep ... графия». 2021–2022.
Фото: Анна Леонова, Саша Пучкова, Даша Сеничева

Перемещаясь по экспозиционным залам внутри точки 55.754630, 37.638530, ты ментально выходишь далеко за ее пределы. Это вполне соответствует духу картографических экспериментов членов Ситуационистского интернационала во главе с их лидером, французским философом Ги Дебором, который со второй половины 1950-х развивал идею психогеографического дрейфа. Под этим термином понимается эмоциональное и эстетическое исследование городской среды через перемещение по спонтанным маршрутам без какой-либо заданной цели. Ситуационисты, к примеру, могли блуждать по городу, используя карту другого города.

Эти практики подхватывают и продолжают некоторые участники выставки. Так, Катя Рыблова приглашает к виртуальному фланированию по ландшафтам спутниковых карт («‎Етопланетаземля»‎, 2022). Тем временем Анна Мартыненко предлагает своего рода сценарий дрейфа (пусть «‎сценарий дрейфа»‎ и звучит как оксюморон) по Москве; для каждого, кто будет следовать инструкциям художницы, прогулка обернется уникальным саунд-спектаклем — стоит лишь внимательно прислушаться к шуму города («‎Граунд & Андерграунд»‎, 2022). Пример «анти-дрейфа» находим в кинетическом объекте ::vtol::, который визуализирует паттерны передвижения жителей моногородов (Tracer, 2018‎). Тему внутреннего противоречия, свойственного упорядоченной прогулке заключенных, акцентируют Тема Костенко и Валя Николайчук. Они установили решетки на окна полукруглого эркера «ГРАУНД Солянки», а к потолку подвесили таблички с различными «‎воспитательными» надписями — такие установлены в Бутырской тюрьме («‎Прогулка», 2022).‎

::vtol::. Tracer. Кинетический объект. 2018. Фото: Дмитрий ::vtol:: Морозов
::vtol::. Tracer. Кинетический объект. 2018.
Фото: Дмитрий ::vtol:: Морозов

Прогулку, как завещал Ги Дебор, надо воспринимать чувственно. Так и с этой выставкой. Здесь можно погрузить руку в песок со дна антропогенной пещеры и вдохнуть его затхлый запах (Александр Никольский, «Пещера», 2021), прислушаться к гулкому голосу льдов Байкала (Егор Ткаченко, «Беззвучный свидетель», 2022), ощутить, как Анастасия Богомолова дрогнет на дне пустой промерзшей могилы, где когда-то лежали останки заключенных ГУЛАГа («Сон», 2016). Примеры обостренного восприятия и переживания повседневности обнаруживаются в фотопроекте Константина Грибова 10,000 Steps (2010–2022), где городская действительность превращается в некое субъективное галлюцинаторное видение, а также в графических работах Тимофея Зверко, который, изображая совершенно непримечательные объекты вроде груды камней на земле или кучи гравия на стройке, получает настоящие постапокалиптические — или космические — пейзажи («‎Полевые заметки», 2021–2022‎).

Константин Грибов. Из проекта «10,000 Steps». 2010–2022. Фото: Константин Грибов
Константин Грибов. Из проекта «10,000 Steps». 2010–2022.
Фото: Константин Грибов

Хотя ключевым вдохновителем для кураторов и художников, судя по отдельным экспликациям, выступил Ги Дебор, выставка заставляет вспомнить и другого французского философа — Мишеля де Серто. В труде «‎Изобретение повседневности» (1980) он осмысляет акт прогулки как практику, в рамках которой каждый из нас непроизвольно демонстрирует сопротивление навязанному порядку — ведь невозможно отнять у человека свободу импровизировать в выборе маршрутов и обходных путей.

«ГРАУНД Солянка»
‎«Точка 55.754630, 37.638530»
До 3 июля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+