18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рисунки итальянских и французских мастеров привезли в Нижний Новгород

Вид экспозиции «От Веронезе до Пикассо» в в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Вид экспозиции «От Веронезе до Пикассо» в в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Первый нижегородский фестиваль графики открылся выставкой «От Веронезе до Пикассо», основанной на работах из частного собрания издателя The Art Newspaper Инны Баженовой и демонстрирующей эволюцию европейского рисунка XVI –XX веков

Выставка европейского рисунка XVI–XX веков «От Веронезе до Пикассо» в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) знакомит публику с графической частью собрания Инны Баженовой. Напомним, что в 2019 году здесь состоялась выставка «Под одним небом», где были представлены живописные полотна французских постимпрессионистов и русских художников начала ХХ века из ее же коллекции.

Экспозиция рисунка включает 114 работ, в том числе произведения представителей итальянской школы Пармиджанино, Карраччи и Гверчино, французских мастеров эпохи рококо — Буше и Фрагонара, а также модернистов Модильяни, Пикассо и других. Идея выставки заключается в том, чтобы показать развитие искусства рисунка в Италии и Франции на протяжении пяти веков во всем многообразии графических техник. Экспозиция построена по хронологическому и географическому принципам и открывается итальянским рисунком XVI–XVII веков.

В центральном зале выставлена французская графика XVIII века. Это один из самых представительных разделов частной коллекции.

Особого внимания заслуживает виртуозно выполненный мелом рисунок Франсуа Буше «Сидящая девушка с птичьей клеткой».

Всего работ Буше на выставке семь, и эти листы в разных техниках и жанрах представляют придворного художника Людовика XIV с разных сторон его творчества: эскизы будущих живописных работ, наброски идей для королевской шпалерной мануфактуры, законченный рисунок, предназначенный для ценителей как самодостаточное произведение, и даже авторский зеркальный отпечаток с изображения сельской пасторали, легко получавшийся, если исходный рисунок выполнен каким-либо мягким материалом: углем, мелом или сангиной.

Франсуа Буше. «Сидящая девушка с птичьей клеткой». Фото: In artibus
Франсуа Буше. «Сидящая девушка с птичьей клеткой».
Фото: In artibus

В этом же зале размещается еще одна жемчужина собрания «старого рисунка» — восемь иллюстраций Жана Оноре Фрагонара к поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Фрагонар увлекся идеей создания изобразительного ряда к знаменитой ренессансной поэме около 1780 года, и за несколько лет возникла целая графическая эпопея из более чем 170 листов. При этом из 46 песен поэмы он успел проиллюстрировать только 16. Размах предприятия и его художественная ценность были беспрецедентны. В рисунках Фрагонара сохраняются следы непосредственного творчества и обнаженность художественного приема, звучащие своего рода гимном эстетике эскизности, характерной для искусства XVIII века. Сегодня, когда почти две сотни иллюстраций Фрагонара к «Роланду» рассеялись по частным и государственным коллекциям по всему миру, этот комплект из восьми рисунков составляет особую гордость собрания Инны Баженовой. Нижегородская выставка — редкая, уникальная возможность увидеть этот цикл в России.

В разделе, посвященном романтизму, необходимо отметить композицию «Львиная охота» Эжена Делакруа и несколько великолепных этюдов Теодора Жерико.

XIX век также представлен рисунками Оноре Домье, Камиля Коро и Франсуа Милле. Завершается экспозиция произведениями французской графики импрессионистов и модернистов — Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Родена, Анри Матисса, Амедео Модильяни и Пабло Пикассо. Особого внимания заслуживают два рисунка Жоржа Сёра, чей талант рисовальщика куда менее известен, нежели его роль в изобретении пуантилизма. Его графика удивительно разнообразна, представлен весь ряд ее возможностей, причем с одинаковым совершенством: от плоскостного рисунка-знака до так называемого рисунка живописца, имитирующего третье измерение.

Вид экспозиции «От Веронезе до Пикассо» в в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Вид экспозиции «От Веронезе до Пикассо» в в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Залы были специально подготовлены для размещения произведений графики, изолированы от солнечного света. «Рисунок — очень хрупкий объект, который боится света, влажности, сквозняка, поэтому выставки графики всегда очень короткие, — отметила на открытии куратор выставки Анна Корндорф. — Перевозить рисунки очень сложно. И государственные музеи, и частные коллекционеры с большим трепетом и содроганием отдают графику на временные выставки».

Выставка европейского рисунка из собрания Инны Баженовой и фонда In artibus открывает первый фестиваль графики, который продлится в Нижнем Новгороде до 13 ноября. Это цикл из четырех выставок, а также марафона лекций, дискуссий, мастер-классов и даже школы графики для молодых художников . Организаторами фестиваля стали Нижегородский государственный художественный музей и Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Арсенал). На каждой площадке пройдет две выставки. В НГХМ вслед за уже работающей «От Веронезе до Пикассо» 19 августа откроется «Графика без границ. Акварель, пастель, рисунок XVIII –XX веков из собрания музея», а в Арсенал приедут выставочные проекты Пушкинского музея: «Между землей и небом», где будут представлены произведения Франсиско Гойи, Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина и коллекции Галины Маневич, а также «Бегство в Египет», в котором произведения музейных древнеегипетских коллекций соединятся с авторскими работами Ирины Затуловской.

Нижегородский государственный художественный музей
«От Веронезе до Пикассо»
До 9 октября

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+