18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Как Эль Греко стал «первой любовью» Пабло Пикассо

Эль Греко «Поклонение имени Иисуса». Около 1577-1579. Фрагмент. Фото: Patrimonio Nacional, Colleciones Reales, Real Monasterio de San Lorenzo de El Escorial
Эль Греко «Поклонение имени Иисуса». Около 1577-1579. Фрагмент.
Фото: Patrimonio Nacional, Colleciones Reales, Real Monasterio de San Lorenzo de El Escorial
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Выставка «Пикассо — Эль Греко» в Художественном музее Базеля посвящена не самому очевидному, а именно доказательству влияния творчества старого мастера на знаменитого модерниста

Доменико Теотокопули — как Эль Греко (1541–1614) нередко подписывал свои картины — учился искусству иконописи на родном Крите, который в то время был центром византийского искусства в изгнании и колонией Венецианской республики. После недолгого пребывания в самой Венеции и незадавшейся карьеры в Риме он уехал в Испанию, где поселился в городе Толедо после неудачной попытки произвести впечатление на испанского короля Филиппа II своим экстравагантным подходом к религиозной живописи. Несмотря на успех и обилие заказов при жизни, после смерти Эль Греко был практически предан забвению. Повторным открытием и популяризацией он обязан кругу увидевших в нем предтечу модернизма художников и писателей, в число которых входили Эдуард Мане и Поль Сезанн. А уже из Франции увлечение Эль Греко вернулось обратно в Испанию, к молодому Пабло Пикассо (1881–1973), «голубой период» которого характеризуется вытянутыми фигурами и темной палитрой старого мастера.

Слева направо: 1. Эль Греко. «Богоматерь». Около 1590. Strasbourg, Musée des Beaux-Arts. 2. Пабло Руис Пикассо. «Женский портрет» (Этюд к «Авиньонским девицам»). 1907. Musée National Picasso, Paris
Слева направо: 1. Эль Греко. «Богоматерь». Около 1590. Strasbourg, Musée des Beaux-Arts. 2. Пабло Руис Пикассо. «Женский портрет» (Этюд к «Авиньонским девицам»). 1907. Musée National Picasso, Paris

Кураторы выставки в Художественном музее Базеля подобрали 30 продуманных пар произведений двух мастеров, структурировав их в порядке, отражающем художественный путь Пикассо. В разделе, посвященном «голубому периоду», «Поклонение имени Иисуса» (около 1577–1579) срифмовали с «Похоронами Касахемаса» (1901) — картиной маслом на холсте, посвященной самоубийству друга Пикассо, каталонского художника Карлоса Касахемаса.

Тот факт, что ранний Пикассо многим обязан Эль Греко, общеизвестен, но считается, что со временем его интерес к старому мастеру отошел на второй план, уступив место другим влияниям, в том числе доклассического иберийского искусства, что способствовало переходу к кубистической революции, и окончательно пропал в последние десятилетия творческого пути. Но главный куратор выставки Кармен Хименес уверена, что для Пикассо Эль Греко был не просто юношеским увлечением, но романом всей жизни. «Эль Греко был первой любовью Пикассо, — говорит она, — а первая любовь не забывается».

Слева направо: 1. Эль Греко. «Портрет мужчины из дома Лейва». Около 1580-1585. The Montreal Museum of Fine Arts, Adaline Van Horne Bequest. 2. Пабло Пикассо. «Мушкетер» (Доменико Теотокопулос ван Рин да Сильва)». 1967. Ludwig Museum – Museum of Contemporary Art, Budapest
Слева направо: 1. Эль Греко. «Портрет мужчины из дома Лейва». Около 1580-1585. The Montreal Museum of Fine Arts, Adaline Van Horne Bequest. 2. Пабло Пикассо. «Мушкетер» (Доменико Теотокопулос ван Рин да Сильва)». 1967. Ludwig Museum – Museum of Contemporary Art, Budapest

В центре экспозиции переклички между экспрессивными образами святых у Эль Греко и произведениями высокого кубизма, в том числе между картиной «Святой Павел» (около 1585), предоставленной из частного собрания, и ключевой работой аналитического кубизма «Тореадор» («Любитель») (1912) из коллекции базельского музея.

Крайне неординарные портреты Эль Греко особенно привлекали ранних модернистов, и последней парой в экспозиции стали «Портрет мужчины из дома Лейва» (около 1580–1585), прямой взгляд которого до сих пор производит весьма сильное впечатление, и рисунок «Мушкетер» (1967). Это своеобразное посвящение Пикассо своим любимым старым мастерам, носящее подзаголовок «Доменико Теотокопулос ван Рейн да Сильва» в честь Эль Греко, Рембрандта и Веласкеса.

Выставка демонстрирует, что разрыв Пикассо с традицией был на самом деле ее продолжением иными средствами. 

Художественный музей Базеля
«Пикассо — Эль Греко»
До 25 сентября

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+