Книге «Коллекционирование природы» суждено стать частью серии, которая будет посвящена исследованию коллекций, собранных Габриелем Каспером Тиммом (1792–1870) и его сыном Паулем Августом Тиммом (1831–1878) на их металлургическом заводе в Энгельсберге в Центральной Швеции, недавно ставшем объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
В первом издании серии представлена естественно-научная тема, охватывающая растения, насекомых, птиц, яйца и минералы. Эти коллекции, бережно хранящиеся с середины XIX века, но до сих пор почти не изученные, дают уникальную возможность заглянуть в мир прошлого. Исследовательская работа еще не завершена, однако уже сейчас «Коллекционирование природы» способно продемонстрировать научный потенциал, которым эти фонды обладают.
После безвременной кончины Пауля Августа Тимма семейные «сокровища» были заперты в крепких деревянных шкафах. Его 12-летний сын, вероятно, был еще слишком мал, чтобы разделить увлечения отца и деда. Коллекции надолго выпали из поля зрения специалистов и вновь стали доступны только в 1960-х. Они до сих пор в отличной сохранности, о чем свидетельствуют детальные фотографии.
Снимки помещены в последнем разделе книги, а перед тем идет рассказ историка архитектуры Сванте Хельмбека Тирена о семье, ее связях и современниках. В первом же разделе Клайв Аслет, приглашенный профессор архитектуры из Кембриджского университета, обрисовывает куда более широкую картину, объясняя эволюцию европейских ботанических коллекций.
Хотя и не сопоставимые по масштабу и значимости с коллекцией, например, британского натуралиста Ганса Слоуна (1660–1753), собрания Тиммов все же обладают уникальным ресурсом для широкого круга исследователей. В частности, эти гербарии, как отмечает Аслет, «содержимое которых и сухо, и мертво, все еще способствуют молодым методам науки».
Однако наибольший интерес, особенно для историков и социологов, представляют даже не сами экспонаты, а их этикетки и материалы, на которые они наклеены, и также связанная с ними документация. Коллекции, пребывающие в неизменном с XIX века состоянии, демонстрируют не только развитие научной мысли, но и рассказывают о социальных связях эпохи.
Эстетическая привлекательность старинных естественно-научных образцов уже не раз демонстрировалась в наше время. Например, в альбоме британского фотографа Ника Найта «Флора» (1997), посвященном засушенным цветам из гербариев Музея естествознания в Лондоне. Фотографии, заказанные для «Коллекционирования природы» Лене Гранефельт, бесспорно, отражают суть коллекций из Энгельсберга и вызывают у зрителя ощущение личного присутствия.