18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Женский век от Гончаровой до Турновой

Ирина Петракова. Без названия. 2022. Фото: Alina Pinsky Gallery
Ирина Петракова. Без названия. 2022.
Фото: Alina Pinsky Gallery
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц

Alina Pinsky Gallery декларирует, что не «присягала феминизму». Тем не менее выставка исследует такие проклятые вопросы современности, как: что такое женская эстетика, что есть сугубо женское в художественном творчестве, транслируют ли художницы традиционно мужской взгляд на искусство или ищут свою достоверность — создают ли свою красоту? Отсюда и название, позаимствованное у французской феминистки и философа Люс Иригарей.

Сколько художницы ни отстаивали свои права, социум не всегда воспринимал их серьезно. Так и тут: с одной стороны, все представленные на выставке авторы уже вошли в историю искусства, но с другой — примерно половина из них упоминается в связи с их спутниками — мужьями или соратниками — и, часто, на вторых позициях, в роли помощниц и вдохновительниц.

Миф о женщине-музе оказался невероятно живуч. «Почему бы нам не считать Ларионова „музой“ Гончаровой, а Жегина или Чекрыгина „музами“ Веры Пестель?» — провокационно вопрошает пресс-релиз.

Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). «Женский портрет (Марика)». 1930. Фото: Alina Pinsky Gallery
Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). «Женский портрет (Марика)». 1930.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Экспозиция охватывает около 100 лет — с 1930 года до нынешних дней. Каждая из 18 участниц — самобытный мастер и заслуживает отдельного разговора.

Нам предстоит встреча с превосходными живописцами, чьи произведения — услада для глаз, даже если зритель не готов погружаться в феминистскую повестку.

Наталия Гончарова (1881–1962) представлена акварельным эскизом декораций к балету (1940-е), Вера Пестель (1887–1952) — «Обнаженной» (1935). Мы увидим несколько идиллических работ 1930-х годов Маревны (1892–1984) и «Абстракцию» (1959) активной участницы Лианозовского кружка Ольги Потаповой (1892–1971), чьим «музом» и мужем был художник Евгений Кропивницкий.

Организаторам удалось найти абстракции 1950-х Анны Старицкой (1908–1981), уроженки Полтавы, большую часть жизни прожившей в Париже, и Риммы Заневской (1930–2021), звезды советского кинетизма 1960-х — ее первым мужем и вдохновителем был поэт Генрих Сапгир.

Наталия Турнова. Из серии «Диагноз». Фото: Alina Pinsky Gallery
Наталия Турнова. Из серии «Диагноз».
Фото: Alina Pinsky Gallery

Одна из лидеров советского нонконформизма Лидия Мастеркова (1927–2008) представлена двумя «Композициями» (конец 1950-х — начало 1960-х). Алена Кирцова, у которой в качестве support team выступает супруг, архитектор Юрий Аввакумов, покажет абстракции середины 1980-х: «Вид на набережную с Москворецкого моста…» и масштабные «Интерьер коридора с зеркалом» и «Окно с занавесками».

Традиционно многофигурная Натта Конышева (1935–2022) — для тех, кто любит погружаться в живописный хаос, рассматривать детали — мельтешение фигур на холсте («Презентация книги Лаврина „Хроники Харона“», 1993). И по контрасту — произведения Натальи Турновой — окошки в воображаемый мир великанов: такого эффекта художница добивается за счет того, что задает масштаб изображения больше, чем может уместить холст, и в результате мы видим портреты гигантов.

Вика Бегальская. «Летчица». 2008. Фото: Alina Pinsky Gallery
Вика Бегальская. «Летчица». 2008.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Также свое восприятие красоты и ее интерпретацию продемонстрируют такие разные художницы, как Мария Серебрякова (р. 1965), Вика Бегальская (р. 1975), Александра Паперно (р. 1978), Ирина Петракова (р. 1980), Мария Кошенкова (р. 1981), Федора Акимова (р. 1987), Дуня Захарова (р. 1987) и Света Холлис (р. 1995).

Статью в каталог написала Людмила Бредихина. Женский вариант русского искусства XX — начала XXI века для частной галереи выглядит вполне убедительно. 

Alina Pinsky Gallery
«И как нам создавать свою красоту?»
До 30 января 2023

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+