18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

На аукцион выставлена коллекция икон Александра Липницкого

Икона «Ангел-хранитель с избранными святыми». Вторая половина XIX в. Мстёра. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Ангел-хранитель с избранными святыми». Вторая половина XIX в. Мстёра.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Часть собрания икон рок-музыканта и коллекционера, погибшего почти два года назад, выставлена на торги Аукционного дома Клуба коллекционеров графики. В ней преобладают иконы северного происхождения XVI–XIX веков

На аукцион, который проведет Аукционный дом Клуба коллекционеров графики, попали 46 икон — это только часть собрания, которое Александр Липницкий собирал на протяжении всей жизни. Всю коллекцию планируют распродать в несколько этапов, ее полная стоимость пока не раскрывается. Стоимость первой части собрания, которую представят 17 декабря (общедоступная предаукционная выставка работает с 12 по 17 декабря), может достигать 30 млн руб.

Икона «Святая Троица (Сопрестолие)». Конец XVIII – начало XIX в. Павлово-на-Оке. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Святая Троица (Сопрестолие)». Конец XVIII – начало XIX в. Павлово-на-Оке.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Коллекция достаточно хорошо известна зрителям и профессионалам: иконы из нее неоднократно показывали на выставках. Последняя прошла осенью нынешнего года в Музее имени Рублева; на ней были показаны не только иконы, рамы и оклады к ним, но и личные вещи рок-гитариста, основавшего вместе со своим школьным другом Петром Мамоновым рок-группу «Звуки Му».

Как рассказывал TANR сам Александр Липницкий, иконами он интересовался с юности — и чтобы отличаться от «серого большинства», и чтобы заработать денег. Его коллекционерские вкусы менялись со временем. Иконами северных писем он увлекся уже в 1980-е, после паузы, заполненной музыкальной деятельностью. «В 1970–1980-е годы, когда формировалось ядро коллекции, главной целью собирателей иконописи были древние иконы, созданные в крупных художественных центрах. Липницкий посчитал, что достойной конкуренции владельцам уже существовавших таких собраний древностей он составить не сможет. Кроме того, ему хотелось, чтобы коллекция сразу обрела собственное лицо», — говорит Степан Вишневский, основатель аукционного дома. И она, несомненно, его обрела; сам Александр Липницкий называл ее «моя нарядная коллекция».

Икона «Преподобный Алексий Человек Божий в молении Спасителю». Последняя треть XVIII в. Каргополь, круг Ивана Богданова- Карбатовского. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Преподобный Алексий Человек Божий в молении Спасителю». Последняя треть XVIII в. Каргополь, круг Ивана Богданова- Карбатовского.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Топ-лотом торгов эксперты называют образ преподобного Алексия, человека Божия, выполненный в последней трети XVIII века мастерами поонежской артели Ивана Богданова-Карбатовского; его стартовая цена — 1,6 млн руб. Не менее значимый образ — «Великомученица Параскева Пятница», покровительница торговли и ремесел, со стартовой стоимостью 1,2 млн руб. Эту икону, написанную в середине — второй половине XVI века среднерусским мастером, в окладе XVIII века, Александр Липницкий купил из собрания еще одного крупного коллекционера икон во второй половине ХХ века — Михаила Де Буара (Елизаветина). Такой же провенанс имеет икона «Святая Троица» («Сопрестолие»), которую выставят на аукционе по стартовой цене 900 тыс. руб.

Александр Липницкий придавал огромное значение деятельности частных коллекционеров икон, разрабатывающих темы, которые игнорируют крупные государственные музеи. Его собрание северных икон, староверских складней, киотов-божниц, любовь к искалеченным иконам, которые он стремился восстановить, а также внимательное отношение к окладам, даже поздним, как свидетельствам бытования икон уникальны. Кроме того, он был щедрым меценатом.

Икона «Великомученица Параскева Пятница». Вторая половина XVI в. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Великомученица Параскева Пятница». Вторая половина XVI в.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

На вопрос о том, как он представляет себе дальнейшую судьбу икон, которыми владеет или когда-то владел, Александр Липницкий ответил TANR в интервью 2017 года так: «Иногда бывают сожаления, что из-за каких-то денежных затруднений ты расстался с иконой дешево, бездарно. Но если икона куплена коллекционером или передана в храм, это прекрасное продолжение ее истории».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+