18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Открытое письмо сотрудников Третьяковки Зельфире Трегуловой

Зельфира Трегулова во время записи онлайн-экскурсии "Третьяковка со Шнуром" в Третьяковской галерее. Фото: Пресс-служба Оkko/ТАСС
Зельфира Трегулова во время записи онлайн-экскурсии "Третьяковка со Шнуром" в Третьяковской галерее.
Фото: Пресс-служба Оkko/ТАСС

Мы получили письмо сотрудников Третьяковской галереи со словами благодарности теперь уже бывшему директору и решили откликнуться на просьбу его опубликовать

Зельфира Трегулова была директором Государственной Третьяковской галереи восемь лет, до 9 февраля 2023 года, когда ее на этом посту сменила Елена Проничева. Ее отставка стала полной неожиданностью, хотя разговоров о том, кто и как будет возглавлять главный музей русского искусства, за несколько дней до истечения пятилетнего контракта Трегуловой было много.

«Дорогая Зельфира Исмаиловна!

Внезапность расставания с Вами не позволила многим сотрудникам Третьяковской галереи выразить все то, что мы хотели бы Вам сказать. На сегодня в публичном пространстве уже сказано много прекрасных и верных слов о Вас нашими коллегами из других институций и не только, уже названо множество проектов и очерчено их значение и для нашего музея, и для культурной жизни — для нашей страны, международного пространства. Мы готовы повторить их и добавить многое — и о спасении наследия Цаплина, и о новом открытии полузабытых имен и актуализации досконально, казалось бы, известного, и о развитии неожиданного для музея направления — кино, и о включении Галереи в обучение студентов высших учебных заведений, и о научно-исследовательских коллаборациях не только с отечественными, но и c зарубежными институциями, и о совершенно новых формах музейных мероприятий, и о многом, многом другом... Разные отделы Галереи самых разных направлений подготовили для Вас свои слова признательности — каждый со своей точки зрения, опираясь на свой опыт работы с Вами. Но мы решили постараться объединить это в один голос и уверены, что Вы услышите в нем многих.

Зельфира Исмаиловна! Нам хочется просто обратиться к Вам, глядя не со стороны парадного фасада Третьяковской галереи, о котором в последние дни сказано много и разного, а изнутри всех зданий и филиалов, выставочных залов, запасников, рабочих кабинетов и реставрационных мастерских.

Мы считаем, что годы работы с Вами были большой удачей не только для музея, но и для нас, сотрудников. Этот период „бури и натиска“, азарта и открытий будет всегда связан с Вашим именем. Это время трудно с чем-то сравнить: по смелости проектов, по темпам и осмысленности программ развития, по размаху международного сотрудничества и интенсивности мозгового штурма, по многообразию форм интерпретации искусства — при неизменно высоком уровне дискуссии. Уверены, что это время не прошло зря.

Пусть с Вашим приходом многим из нас было непросто, а иногда очень трудно на ходу перестраивать всю систему работы, осваивать новые технологии и методы, открывать и налаживать неизведанные направления и взаимодействия между структурами и отделами Галереи. Такое происходит, когда у сотрудников, у команды есть ощущение принятого вызова и важности этого труда.

Вы покорили нас особым, столь нужным для директора Третьяковской галереи масштабом личности и масштабом мышления, одинаково глубокой погруженностью и в новое, и в старое искусство, безукоризненным умением точно и очень лично видеть и чувствовать произведения разных эпох, видов и форм, страстным желанием открыть миру любимых художников и показать их так, чтоб их полюбили все. Вы не делите искусство на классическое и современное. Вы способны даже в молодом художнике увидеть то, что позволит его работам жить в будущем. Воспринимая искусство как целостное пространство, Вы чувствуете связь между самыми разными его формами и видами. Междисциплинарные проекты, современный театр, танец, музыка вошли в жизнь музея.

С Вами мы приобрели новый опыт работы над выставками и экспозициями. Не боясь экспериментов, вы приглашали к сотрудничеству ведущих архитекторов и дизайнеров. Сообща мы несколько раз переосмысляли постоянную экспозицию искусства ХХ века на Крымском Валу и сделали ее одной из обязательных для посещения музейных площадок Москвы и страны.

Несмотря на огромный объем организационной и административной работы, Вы умеете увлечься художником, идеей выставки, Вы действовали не как наблюдающее за процессом „начальство“, а именно как высочайшего уровня профессионал-куратор, и в эти моменты мы общались не с директором, а с коллегой. В случае крайней необходимости Вам было можно позвонить поздно, написать среди ночи. И Вы сами звонили нам — ранним утром, днем, вечером, чтобы обсудить ту или иную проблему, идею. Мы были уверены, что Вы готовы сделать все, чтобы состав выставки был идеален, чтобы любой проект осуществился на самом высоком уровне. Именно Ваш личный авторитет и международная репутация в музейном мире позволяли Третьяковке реализовать многое, что казалось недостижимым (часто совершенно героическими усилиями).

При этом Вы готовы были дать возможность самостоятельной работы, включаясь в самые важные или критические моменты. Трудоголик и энтузиаст, Вы собрали вокруг себя команду единомышленников. Вам удавалось на протяжении всех этих лет вдохновлять всех нас новыми целями и задачами, создавая искрящуюся идеями атмосферу, в которой раскрывались все таланты и возможности сотрудников, и коллективными усилиями Галерея двигалась вперед, с каждым годом все более уверенно превращаясь в современный музей, способный на равных сотрудничать и даже конкурировать с ведущими музейными институциями мира. Мы вместе строили планы на будущую жизнь Галереи в Калининграде, Самаре, Владивостоке.

За эти годы было много споров, порой проходящих очень бурно и эмоционально, но мы всегда разговаривали с Вами на одном языке. Мы не боялись мечтать, и мечты осуществлялись, и невозможное становилось возможным.

Спасибо за доверие и поддержку, за Ваше короткое „делайте!“ и за погружение в детали, за готовность разделить даже неудачи и помочь вновь подняться, за примеры выдержки и указание цели. Той самой, ради которой мы все пришли в пространство искусства — служить.

Ваши коллеги и сотрудники».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+