18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Перми проходит выставка «Андрей Красулин. Начала»

Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

Пермский музей современного искусства (PERMM) представляет уральскую версию ретроспективы Андрея Красулина, который чем дальше, тем безоговорочнее воспринимается в качестве одного из патриархов московской арт-сцены

У Андрея Николаевича Красулина, которому сейчас 88 лет, за всю первую половину жизни почти не было выставок. Лишь пару раз он участвовал в коллективных показах, а персонального вообще никогда не удостаивался до середины 1990-х. Хотя масштабы сделанного «в стол» или «для себя» и раньше были значительными, на поверхности долгое время оказывались только монументальные работы, выполнявшиеся по официальным заказам. Зато в последующие годы Красулин все больше приобретал известность как художник-минималист, причем минималист со стажем: его ранние лаконичные произведения, абстрактные или полуабстрактные, датированы еще рубежом 1950–1960-х. Эту линию — хотя и со множеством ответвлений — он продолжает разрабатывать по сию пору.

Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

В арсенале у Красулина и бронза, и камень, и дерево, и железо, и бумага, и холст — чего только не встретишь! Правда, материалы его почти всегда подчеркнуто простые, «бедные». По этой причине работы художника нередко сопоставляют с традицией арте повера, итальянского «бедного искусства», расцветшего в середине ХХ века. Хотя сходство тут больше внешнее, пожалуй, чем глубинное и философское. Как минимум у Красулина не было и нет претензий на критику общества потребления или на развенчание эстетики прошлого. Его искусство если в чем-то и социально, то прежде всего это выражается в отказе от обслуживания любых идеологий.

Тем не менее работы Красулина существуют в довольно широком спектре восприятия — хоть интеллектуального, хоть эмоционального, что дает простор для интерпретаций. В частности, для интерпретаций, связанных с дешевизной, изношенностью или даже бросовостью используемых материалов. «Для нас выставка Андрея Красулина важна еще и потому, что здесь она воспринимается в контексте нашей коллекции, которая начиналась когда-то с выставки „Русское бедное“», — говорит директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева. И действительно, экспозиция, занявшая все три этажа музейного здания, не маскирует, а как раз акцентирует то обстоятельство, что автор любит и ценит всевозможные утраты, неровности, шероховатости, облезлости, пожухлости и прочие «некондиционные» параметры своих объектов.

Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

Выставка, устроенная в Перми совместно с московской галереей pop/off/art, получилась внушительной: суммарно здесь представлено свыше полутысячи экспонатов. Объем серьезный, но не избыточный. Произведения Красулина обладают свойством, которое встречается далеко не у всякого художника: чем больше работ соседствуют в экспозиционном зале, тем они убедительнее воздействуют на зрителя — и вместе, и по отдельности. Конечно, многое зависит и от кураторского мастерства, и от выставочного дизайна, но если подобного качества у экспонатов нет, то уместнее все же показывать их дозированно, малыми партиями. На большом массиве никакие ухищрения и припарки в этих случаях обычно не помогают. Красулинским же работам количественное разрастание идет только на пользу.

Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

Другое дело, каким именно способом все это показывать: тут возможны варианты. Например, в конце 2014 года во флигеле «Руина» Музея архитектуры имени Щусева многочисленные работы Андрея Красулина демонстрировались в виде тотальной инсталляции — чуть ли не спонтанной, нарочито небрежной, отсылавшей к повседневному бытованию этих вещей в пространстве мастерской. А почти полтора года назад на ретроспективной выставке в Московском музее современного искусства был явлен подход диаметрально противоположный — аналитический, систематизирующий, подчеркнуто уважительный к каждому мини-объекту и клочку бумаги. Уральская версия персональной выставки — нечто промежуточное между двумя упомянутыми. Промежуточное, впрочем, по первым визуальным впечатлениям, а по содержанию — отдельное и самодостаточное.

Куратор выставки «Начала» Арсений Сергеев тоже, как это было когда-то в московской «Руине», взял за основу образ мастерской, только в Перми возникла все же другая мастерская — не реальная, а сконструированная. Ощущение импровизации, легкой необязательности расположения объектов, усиленное неровным, «театральным» освещением, по мере погружения в материал уступает место исследовательскому интересу.

Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Выставка «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

Те самые «начала» из заглавия выставки подразумевают первоосновы художественного мышления и языка. Для Красулина они всегда актуальны, и куратор предлагает свои «расшифровки» его работ, типизируя и сопоставляя. Девиз первого экспозиционного этажа как раз «Мышление», второго — «Существование», третьего — «Рост». Внутри больших философских категорий кроются категории помельче. Арсений Сергеев обращает внимание на глубинные художественные смыслы, присущие изображению круга, вертикали, цилиндра, ступеней и прочего. Связь между видимой простотой и символической фундаментальностью красулинских образов порой заметна сразу, а иногда требует подсказки — желательно очень краткой. На выставке они именно такие. Не всегда, правда, есть уверенность, что художник руководствовался ровно теми схемами и векторами, что обозначены в экспликациях, но восприятие искусства и не обязано совпадать с авторским замыслом до полной идентичности.

Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства. Фото: PERMM
Фрагмент выставки «Андрей Красулин. Начала» в Пермском музее современного искусства.
Фото: PERMM

Выше говорилось, что произведениям Красулина не страшны показы в больших количествах. Однако имеется у них и другое общее свойство: даже если они мелкие по размеру и эскизные по характеру, то все равно внутренне монументальны. Поэтому для оценки возможностей автора нет особой необходимости в лицезрении его действительно монументальных, то есть крупногабаритных и стационарных, работ. Заранее веришь на слово, что они хороши. Тем не менее на каждом этаже PERMM демонстрируются еще и видеопроекции с эпическими работами Андрея Красулина, будь то столичный фонтан-градирня «Древо жизни» (1980), памятный крест погибшим при строительстве канала Москва — Волга, установленный в Дмитрове (1997), или композиция на боковом фасаде здания театра «Мастерская Петра Фоменко» (2005). Неудивительно, что в этих монументальных объектах распознаются те же «начала», что и в экспонатах вокруг.

Пермский музей современного искусства (PERMM)
«Андрей Красулин. Начала»
До 20 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+