18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Русское искусство через призму жанрового многообразия

Станислав Жуковский. «Красная гостиная». 1939. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Станислав Жуковский. «Красная гостиная». 1939.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Третьяковская галерея приглашает совершить путешествие из мира виртуального в реальное измерение, увидеть хиты собрания рядом с неизвестными шедеврами из фондов музея и поспособствовать пополнению коллекции

Выставка «Увидеть неизвестное» стала логичным продолжением идеи «Моей Tретьяковки» — просветительской интернет-площадки, предоставляющей всем заинтересованным доступ к коллекции музея и истории произведений. Она возникла в 2021 году в качестве виртуальной инициативы во время пандемии, ее основные цели заключались в привлечении меценатов и оцифровке архивов музея.

Первая часть нового выставочного проекта — «Моя Tретьяковка. Из виртуального в реальное» — завершилась в феврале нынешнего года. В отличие от традиционного подхода, когда виртуальные выставки создаются по мотивам реальных, в данном случае был выбран обратный путь, что предоставило поле для эксперимента.

Иван Николаев. «Голова». 1974-1975. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Николаев. «Голова». 1974-1975.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вторая часть — «Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Tретьяковской галереи» — дает посетителям музея возможность посмотреть в залах, а не на страницах сайта на работы известных художников, которые обычно хранятся в запасниках. Из 120 произведений, представленных на выставке, только 15 входят в постоянную экспозицию, остальные лишь иногда участвуют во временных показах.

Картины и скульптуры сгруппированы по жанрам и по замыслу кураторов Нины Дивовой и Анны Чуркиной объединены в пары и тройки, которые открывают интересные возможности для сопоставления. Созданные в разные эпохи, они демонстрируют подчас сходство пластических или цветовых решений, а также сюжетную общность. Например, «Сенокос» Алексея Венецианова и «Сенокос» Наталии Гончаровой. Среди других интересных пар — работы Федора Алексеева и Василия Кандинского, Карла Бодри и Аристарха Лентулова.

Михаил Рогинский. «Коммунальная кухня». 1992. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Рогинский. «Коммунальная кухня». 1992.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Также на выставке можно увидеть детские портреты Дмитрия Левицкого, Василия Перова, Витольда Бялыницкого-Бирули, праздничные гулянья на картинах Константина Маковского и Александра Шевченко, исторические полотна Андрея Рябушкина и Григория Седова, интерьеры Константина Истомина, Николая Андронова, Иллариона Голицына и Михаила Рогинского, а также остросоциальные сюжеты, созданные Гелием Коржевым и Ириной Шевандроновой во второй половине ХХ века.

На выставке впервые представлена картина «Мужчина с тростью» эмигранта первой волны Сержа Иванова, по поводу которой сейчас идут переговоры о ее приобретении Третьяковской галереей. Как и в онлайн-проекте «Моя Tретьяковка», посетители выставки могут выступить в роли жертвователей, сделав свой вклад в сбор средств на покупку этого произведения.

Алексей Сотников. «Дед Мазай и зайцы». 1970. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Сотников. «Дед Мазай и зайцы». 1970.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Что касается скульптур, то тут собраны работы художников с XVIII до ХХ века — от академиста Федота Шубина до модерниста Игоря Шелковского. Среди редко выставляемых экспонатов — новаторские фарфоровые работы Алексея Сотникова, удостоенные многочисленных международных премий в 1930–1950-е годы.

Новая Третьяковка
«Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи»
До 13 августа

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+