18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Забытая, но важная лестница в мир Уильяма Хогарта

Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон. Фото: Barts Heritage
Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон.
Фото: Barts Heritage
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Живописные композиции, которыми знаменитый художник украсил стены лестницы в одной из самых старых больниц Лондона, отреставрируют в рамках проекта, приуроченного к 900-летию госпиталя Святого Варфоломея

Благодаря реставрации северного крыла Госпиталя Святого Варфоломея в лондонском Ист-Энде широкая публика скоро получит доступ к одному из самых значительных, но почти неизвестных проектов Уильяма Хогарта (1697–1764). Его композиции «Исцеление расслабленного при Овчей купели» и «Добрый самаритянин», созданные в 1735–1737 годах, украшают лестничную клетку в здании, имеющем статус объекта культурно-исторического наследия. Эти произведения отреставрируют к 900-летию больницы.

«На протяжении десятилетий здание медленно приходило в упадок, и доступ публики в него был существенно ограничен. Здесь есть небольшой музей, но регулярный доступ к лестнице Хогарта и смежному с ней залу не организован», — рассказывает Уилл Пейлин, возглавляющий благотворительный фонд Barts Heritage («Наследие Госпиталя Святого Варфоломея»). Теперь его организация запускает «новаторскую программу мероприятий на стыке тематики исторического наследия и медицины». Проект, получивший название Sharing Historic Barts, был разработан совместно с персоналом больницы, а также с пациентами, посетителями и различными партнерами из сферы культуры.

По словам Пейлина, перед организаторами стояла цель собрать £9,5 млн, и она почти достигнута. Значительный вклад внес Фонд лотереи «Культурное наследие», выделивший грант в размере £4,9 млн.

Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон. Фото: Barts Heritage
Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон.
Фото: Barts Heritage

«Реконструкция лестницы Хогарта — включая как реставрацию картин и самой конструкции, так и установку климат-контроля и нового освещения — должна обойтись приблизительно в £400 тыс. Финансирование этой части проекта обеспечат Фонд лотереи „Культурное наследие“ и Фонд Вольфсона, — объясняет Пейлин. — Благодаря нашему проекту лестница впервые станет доступна для регулярных посещений — как в ходе реставрационных работ, когда будут проводиться специальные тематические экскурсии, так и впоследствии: с 2025 года лестница и большой зал будут открываться для публики в определенные дни с новыми экскурсиями и богатой программой культурных и прочих событий».

Уильям Хогарт родился в 1697 году на Бартоломью-Клоуз, совсем рядом с гос­питалем. Узнав, что расписывать парадную лестницу здания пригласили итальянского художника Якопо Аминьони, он возмутился и предложил выполнить эту работу бесплатно. Результатом стали картины «Исцеление расслабленного при Овчей купели» и «Добрый самаритянин» на библейские сюжеты. Высота некоторых фигур здесь превышает 2 м. Это первые работы в жанре исторической живописи, которые написал Хогарт, снискавший популярность прежде всего изображениями хмельного, разгульного Лондона XVIII века.

«Эти работы не похожи на то, чего обычно ждешь от Хогарта. Он объединяет очень разные вещи в одной картине. Например, в „Исцелении расслабленного при Овчей купели“ — возвышенный стиль исторической живописи, в частности в фигуре Христа, и свой фирменный стиль наблюдателя. Высокое и низкое соединяются в одной композиции», — говорит Жаклин Райдинг, автор книги «Хогарт. Жизнь и карьера».

Композиция «Исцелении расслабленного при Овчей купели», украшающая стену лестницы госпиталя Святого Варфоломея. Фото: Barts Heritage
Композиция «Исцелении расслабленного при Овчей купели», украшающая стену лестницы госпиталя Святого Варфоломея.
Фото: Barts Heritage

«В этих работах видны замысел и мастерство, — продолжает Райдинг. — Принципиально важно, что зрителю нужно пройти через эти картины, поднимаясь по лестнице; они раскрываются постепенно, как театральные декорации. Вероятно, художник частично написал их заранее в одной из больших мастерских в Ковент-Гарден — возможно, в той, что принадлежала его близкому другу Джорджу Ламберту. Благодаря финансированию и реставрации картины теперь получат более широкую известность».

Тем временем иллюстратор Адам Дант, которого иногда называют «Хогартом нашего времени», по специальному заказу в честь юбилея Госпиталя Святого Варфоломея создал работу под названием «Бартс: 900 лет в 900 историях», которая будет экспонироваться в северном крыле здания. Дант тщательно изучил больничные архивы в поисках новых подробностей, связанных с историей этого места; он также обратился к общественности с призывом делиться собственными историями о госпитале Святого Варфоломея.

«Результатом стал панорамный архитектурный рисунок больницы и окружающей ее территории, где происходят самые разные события, — рассказывает Дант. — Сцены из жизни гос­питаля показаны рядом со случаями из истории квартала, где также располагаются мясной рынок Митфилд, суд Олд-Бейли, тюрьма Ньюгейт, школа при Госпитале Христа, многочисленные забегаловки, дома с привидениями и шумные таверны». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+