18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кризис британского арт-рынка: почему закрываются ярмарки искусства?

Украшать дом живописью средней ценовой категории или доступными предметами коллекционирования — удел среднего класса, который во всем мире теряет свое благосостояние. Фото: Art & Antiques Fair Olympia
Украшать дом живописью средней ценовой категории или доступными предметами коллекционирования — удел среднего класса, который во всем мире теряет свое благосостояние.
Фото: Art & Antiques Fair Olympia
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В то время как глобальные коллекционеры продолжают совершать многомиллионные сделки на аукционах и крупных ярмарках в Лондоне, покупательская способность местных ценителей искусства стремительно падает

Экономика Великобритании испытывает трудности, а заодно непростые времена наступили и для торговцев искусством. За последние месяцы сразу несколько когда-то успешных и популярных ярмарок объявили о своем закрытии: региональные Art & Antiques for Everyone (позиционировавшаяся как ярмарка доступных произведений искусства и предметов старины) в Бирмингеме и Antique Home & Vintage Fair в Йорке, столичные Chelsea Antiques Fair, летняя версия ярмарки Art & Antiques Fair Olympia, Open Art Fair. Впрочем, главным шоком стала отмена престижной ярмарки со швейцарскими владельцами Masterpiece London. В лучшие времена Masterpiece и Olympia посещало более 30 тыс. человек, но сейчас их проведение показалось организаторам нецелесообразным. Вопрос в том, является ли это симп­томом серьезной болезни всей отрасли или временными трудностями.

Международный валютный фонд прогнозирует, что Великобритания будет единственной страной G7, которая переживает рецессию в 2023 году. Крайне неудачное комбо из последствий ковида, долгосрочных результатов Brexit и российско-украинского кризиса привело к повышению стоимости жизни и торговли в Великобритании.

Швейцарская компания MCH, владелец главного ярмарочного бренда мира Art Basel, а также лондонской Masterpiece, объяснила отмену в Лондоне «растущими расходами и снижением числа международных участников». В прошлом, 2022 году Masterpiece трансформировалась, по сути, из международной в локальную ярмарку, так как лишь два десятка галерей из 130 участвовавших базировались за пределами Великобритании.

Международная антикварная ярмарка IACF. Фото: IACF
Международная антикварная ярмарка IACF.
Фото: IACF

Тут можно возразить, вспомнив о закрепившемся за Лондоном статусе мировой арт-столицы и любимого места жительства множества самых богатых людей со всего мира. Недавний отчет благотворительного фонда Equality Trust показывает, что в прошлом году количество миллиардеров в Великобритании увеличилось на 20% и составило 177 человек. В 2022 году в Лондоне было продано более 600 домов стоимостью свыше £5 млн, что является самым высоким показателем за всю историю, по данным агентства недвижимости Savills. Неужели покупатели сверхдорогой недвижимости не стремятся украсить свои дома произведениями искусства?

«Мы очень хорошо работали на Masterpiece на протяжении многих лет», — говорит Исаак Пинеус, содиректор стокгольмской галереи Modernity, продающей скандинавский дизайн XX века стоимостью от £5 тыс. до £50 тыс. Но даже он признает, что в прошлом году ярмарка была не такой успешной. Его галерея примет участие в TEFAF New York в мае и надеется вернуться в Лондон на ярмарку PAD London в октябре, когда приедут тысячи коллекционеров со всего мира ради ярмарки Frieze и серии вечерних торгов Sotheby’s и Christie’s. Кроме того, в январе этого года шведская галерея открыла шоурум на «улице дизайнеров» Пимлико-роуд в престижном лондонском районе Белгравия. Это явно свидетельствует о том, что дела в британской столице у галереи идут хорошо.

Впрочем, миллионы, потраченные на изысканные датские столы и шведские люстры для особняков в Челси и Ноттинг-Хилле, как раз являются подтверждением кризиса, охватившего британский арт-рынок. Дело в так называемой двухуровневой структуре, которая сейчас доминирует в торговле искусством и антиквариатом. В 2013 году экономисты Бранко Миланович и Кристоф Лакнер, используя данные Всемирного банка, опубликовали график, показывающий глобальный прирост доходов от беднейших до богатейших за период с 1988 по 2008 год. График быстро растет слева, показывая улучшение ситуации в развивающихся странах, затем обрушивается, затрагивая прежде всего рабочий и средний класс в развитых экономиках, и стремительно поднимается вверх, демонстрируя успехи глобального 1% сверхбогатых жителей планеты. Так нео­либеральный капитализм повлиял на благосостояние населения мира. Пока бедные страны остаются такими же бедными, а средний класс стремительно теряет свое благосостояние, доходы богатых растут в геометрической прогрессии.

Дизайнеры выбирают предметы интерьера на lapada.org. LAPADA - крупнейшая профессиональная торговая ассоциация дилеров предметов искусства и антиквариата в Великобритании. Фото: House and Garden UK/LAPADA
Дизайнеры выбирают предметы интерьера на lapada.org. LAPADA - крупнейшая профессиональная торговая ассоциация дилеров предметов искусства и антиквариата в Великобритании.
Фото: House and Garden UK/LAPADA

Трудности среднего класса в Британии связывают и с последствиями экономической политики Маргарет Тэтчер. Теперь, если даже у относительно обеспеченных людей есть несколько тысяч сбережений, они тратят их на помощь своим детям с покупкой жилья на все более недоступном рынке недвижимости Великобритании, а не на искусство. «Их приоритеты изменились», — отмечает Чарльз Плант, лондонский дилер искусства XVIII–XIX веков в диапазоне от £1 тыс. до £5 тыс., который ранее успешно участвовал в ярмарке Olympia. Он перевел бизнес в США. «В Америке больше денег, и там ценят предметы искусства и мои знания», — объясняет он.

Однако современные искусство и дизайн все еще пользуются спросом у британцев. Так, в январе на Decorative Fair было много сделок, ярмарку посетило около 10 тыс. человек. Коллекционеры и кураторы по-прежнему считают Frieze London, принадлежащую калифорнийской группе Endeavor, одним из самых важных мировых событий в календаре современного искусства. Однако с уходом Masterpiece может возникнуть немало вопросов об устойчивости Frieze Masters, также ориентированной на классическое искусство. Проблемой остается и то, что традиционное для Британии коллекционирование уничтожается глобальными экономическими силами. В то время как цены на шедевры растут и по-настоящему дорогие произведения уходят за рекордные суммы, сегмент доступного искусства, особенно антиквариата, постепенно умирает. И как раз небольшие локальные британские ярмарки стали первыми жертвами этого процесса.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+