18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Живописец-путешественник Питер Дойг добрался до персональной выставки в Лондоне

Выставка  Питера Дойга в Галерее Курто. Фото: The Courtauld Gallery
Выставка Питера Дойга в Галерее Курто.
Фото: The Courtauld Gallery
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Проведя много лет в Канаде и в тропиках Тринидада и Тобаго, Питер Дойг некоторое время назад перебрался в мастерскую в Лондоне. Теперь художник в своей фирменной манере переосмысливает пейзажи столицы Великобритании

Значительную часть жизни Питер Дойг проводит путешествуя и изобретая себя заново в новых культурах. В экспозицию в Галерее Курто вошли картины, созданные по большей части в период с 2019 по 2023 год и несущие отпечаток постоянного поиска необычных форм. Дойг родился в Эдинбурге в семье сотрудника транспортной компании, постоянно находившегося в разъездах. Еще в детстве будущий художник жил с семьей сначала в тропиках Тринидада и Тобаго, а затем на снежных просторах Канады. Две эти природные палитры, зной и мороз, окружают и часто окутывают потерянные фигуры, населяющие его картины.

Питер Дойг. «Painting on an Island Carrera». 2019–2022. Фото: Peter Doig/DACS 2023
Питер Дойг. «Painting on an Island Carrera». 2019–2022.
Фото: Peter Doig/DACS 2023

Получив художественное образование в Лондоне в 1980-е, Дойг вернулся на Тринидад и провел следующие два десятилетия, создавая диковинную и порой галлюциногенную фигуративную живопись, вдохновленную ритмами калипсо и пышной растительностью вокруг Порт-оф-Спейна. В этот период его заслуженно начали считать блестящим колористом.

Недавно Питер Дойг перебрался в мастерскую в Лондоне, и теперь он в своей фирменной манере переосмысливает пейзажи столицы Великобритании. В призрачной вселенной «Канала» (2023), где любимый горожанами Ридженс-канал в северной части Лондона сдавлен урбанистическим пейзажем из кошмаров Эдварда Мунка, мост сверкает алым, словно позаимствованным с палитры Густава Климта, а зеленая вода так плотно поросла водорослями, что напоминает запущенный газон. Нет сомнений, это Лондон, но в то же время это определенно пространство, существующее исключительно в преломляющей реальность памяти Дойга.

Питер Дойг. «Night Studio (StudioFilm & Racquet Club)». 2015. Фото: Peter Doig/DACS 2023
Питер Дойг. «Night Studio (StudioFilm & Racquet Club)». 2015.
Фото: Peter Doig/DACS 2023

Экспозиция новых работ Питера Дойга стала первой выставкой современного художника по соседству со всемирно известным собранием живописи импрессионизма и постимпрессионизма Галереи Курто после завершившегося здесь в 2021 году трехлетнего ремонта. Она ютится всего в двух залах, еще один явно не помешал бы. Многие картины изображают сцены покоя и отдыха, но ни одна из них не создает ощущения беззаботности. На полотне «Ночные купальщики» (2011–2019) мы оказываемся в тринидадской бухте Маракас и становимся свидетелями ночной грезы, в которой синяя женщина и серый мужчина отдыхают то ли вместе, то ли на отдалении; они не смотрят друг на друга. «Альпинист» (2019–2022), ожидаемо выбранный Курто в качестве заглавной работы выставки, изображает лыжника в костюме Арлекина. Полотно высится над нами, создавая безупречную взаимосвязь между зрителем, пиком Маттерхорн на заднем плане и нелепой фигурой в половину человеческого роста. Мы ощущаем глубинную близость с арлекином; при этом его отрешенность и костюм вызывают отчуждение — такое можно испытать, столкнувшись с участником костюмированной вечеринки, отбившимся от компании.

Питер Дойг. «Альпинист». 2019–2022. Фото: Peter Doig/DACS 2023
Питер Дойг. «Альпинист». 2019–2022.
Фото: Peter Doig/DACS 2023

Одна из самых интересных частей экспозиции располагается во втором зале, где экспонируются офорты, посвященные Дереку Уолкотту, покойному поэту из островного государства Сент-Люсия и другу Дойга. Большая часть была создана в 2017-м — в год его смерти, и эти маленькие шедевры свидетельствуют о кочевой природе творчества Дойга. Они изображают охотничьих псов и таинственные растения в черных и красных цветах. «Дерек» (Studiofilmclub) (2016) — портрет Уолкотта у мольберта. На холсте надпись “morning/paramin”, отсылающая к названию книги, опубликованной поэтом и художником в соавторстве в том же году. Покрытые зеленью холмы раскинулись за сияющей золотисто-желтым цветом шляпой Уолкотта с загнутыми вверх полями. Эта работа — прекрасный элегический памятник дружбе.  

Галерея Курто
Питер Дойг
До 29 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+