18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сокровищница датского короля Кристиана IV: скандинавский ренессанс в Кремле

Сосуд «Орел». Нюрнберг. 1595. Фото: Музеи Московского Кремля
Сосуд «Орел». Нюрнберг. 1595.
Фото: Музеи Московского Кремля
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Выставка к 530-летию установления дипломатических отношений между Россией и Данией стала возможной благодаря тому, что в фондах Музеев Кремля имеется целая коллекция произведений, связанная с датским монархом

В Музеях Московского Кремля решили вспомнить (к 530-летию установления дипломатических отношений между Россией и Данией) датского короля, современника сразу нескольких русских государей, от Федора Иоанновича до Алексея Михайловича (Кристиан IV провел на троне почти 60 лет, с 1588 по 1648 год). В наше время, когда международные выставочные связи обрублены, такой проект стал возможным благодаря тому, что в фондах музея имеется целая коллекция произведений, связанная с этим монархом.

Еще в 1628 году царь Михаил Федорович приобрел в Архангельске 106 предметов немецкого художественного серебра, принадлежавших датскому коллеге. Обстоятельства этой покупки, указывают историки, до конца не ясны. Возможно, Кристиан IV продал роскошные серебряные изделия русским, чтобы покрыть военные расходы. На выставке покажут вещи, которые были поднесены 19-летнему монарху по случаю его коронации в 1596 году. Это кубок-орел от дворян острова Эзель, кубок с навершием в виде солдата-копейщика от капитула собора города Лунд, кубок с грифоном от горожан Мальмё и исполинский кубок с античным героем Актеоном на крышке от жителей города Вильстермарш. Вообще, этого датского серебра в Оружейной палате так много, что в небольшое выставочное пространство в Парадном вестибюле Оружейной палаты вынесут отнюдь не все — часть предметов так и останется в постоянной экспозиции.

Ян Мюллер. «Парадный портрет Кристиана IV».  Гравюра на меди по живописному оригиналу Питера Исаакса. 1625. Фото: Музеи Московского Кремля
Ян Мюллер. «Парадный портрет Кристиана IV». Гравюра на меди по живописному оригиналу Питера Исаакса. 1625.
Фото: Музеи Московского Кремля

На выставке также покажут гравированный портрет короля Кристиана IV, выполненный Яном Мюллером в 1625 году в Нидерландах с живописного оригинала Питера Исаакса, а также гравюру с оригинала Карела ван Мандера III 1640-х. Об отце короля Фредерике II расскажет ряд редкостей, в том числе экземпляр «Истории датских деяний, свершенных при Фредерике II» 1593 года с раскрашенными гравюрами, а также монета 1572 года с его профилем.

Впервые экспонируются две уникальные датские кружки из белой глины того же времени. Любопытно, каким путем они попали в нашу казну и насколько ценным считался этот материал в дофарфоровую эпоху.

Не остался без внимания и «замок Гамлета», суровый Кронборг, чей облик устоялся именно при Кристиане IV, а также другая резиденция его династии — Фредериксборг. Его вид открывается на картине представителя датского золотого века Андерса Кристиана Лунде. А маленькая копия Кронборга украшает громадную серебряную гору-курильницу, попавшую на стол русских царей неизвестно когда и как, но точно до 1632 года.

Покажут и дипломатические дары: Кристиан плотно общался с русскими государями и чуть было не породнился с Борисом Годуновым, который сосватал дочь Ксению за его брата. Тот уже совсем приехал венчаться, но не успел — умер в Москве в 1602 году от неназванной болезни. Об этой помолвке напоминают золотой перстень с крупным сапфиром, выполненный западноевропейскими мастерами в конце XVI века и, согласно легенде, принадлежавший царевне Ксении, а также три пуговицы конца XVI — XVII века, предположительно изготовленные в Дании.

Гора-курильница. Гамбург (?). До 1632. Фото: Музеи Московского Кремля
Гора-курильница. Гамбург (?). До 1632.
Фото: Музеи Московского Кремля

«Выследить» дары Кристиана достаточно просто: по традиции они помечены монограммой дарителя. Это двойной ренессансный кубок аугсбургской работы (1560), а также кувшин и блюдо лондонских мастеров поздней Елизаветинской эпохи (1594–1595). Все три предмета были привезены посольством в 1622 году. Впервые демонстрируется чалдар из красного итальянского бархата с аппликациями из золотых и серебряных нитей в виде монограммы Кристиана IV. Чалдар — это конский убор, причем явно в восточном стиле. Откуда же он у датчан? Все просто: Кристиан подарил Михаилу Федоровичу обычную попону, которую потом перешили по нашей моде. Среди подношений есть и пара изящно декорированных аркебуз немецкой работы первой половины XVII века. Еще одним подарком посольства был нюрнбергский кубок с чашей из раковины наутилуса и ножкой в виде фигуры Геркулеса, сражающегося с Гидрой. Крышку кубка венчают фигурки двух героев античной мифологии: прикованная к скале Андромеда и приближающийся к ней на крылатом коне Персей. Западного столового серебра в Оружейной палате очень много (в новом здании под него обещают отвести целый зал), и выставка позволит хоть как-то начать разбираться в этом сверкающем море роскоши.  

Музеи Московского Кремля
«Сокровищница датского короля Кристиана IV»
19 мая – 16 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+