18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена

Иконография этой статуи не давала покоя поколениям египтологов. Фото: National Museums Scotland
Иконография этой статуи не давала покоя поколениям египтологов.
Фото: National Museums Scotland
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны

В собрании Национальных музеев Шотландии (NMS) в Эдинбурге уже более 150 лет хранится необычная древнеегипетская статуэтка, изображающая коленопреклоненного человека. Его лицо было утрачено в неустановленный момент 3000-летней истории скульптуры. На коленях у мужчины лежит пухлая детская фигурка, которую он придерживает вытянутыми руками. Нет никаких сомнений в том, что этот ребенок — фараон.

Над скульптурой ломали голову поколения египтологов, ведь, согласно строгим правилам, регулировавшим все аспекты жизни в Древнем Египте, обычный человек ни при каких обстоятельствах не мог дотронуться до правителя страны. На протяжении столетий создание подобной композиции считалось бы ересью.

«Как только я увидела ее, я подумала: „Эта статуэтка не должна была существовать“, — рассказывает Маргарет Мейтленд, главный куратор отдела Древнего Средиземноморья в Национальных музеях Шотландии. — Она поразила меня».

В конце концов Мейтленд удалось раскрыть тайну древней статуи. Она не только установила личность человека без лица, но и выделила, в том числе в коллекциях ведущих мировых музеев, целую группу скульптур, которые прежде не связывали друг с другом. Исследовательница обнаружила, что все они происходят из одного и того же места в Египте — ныне заброшенной деревни Дейр-эль-Медина, где некогда жили ремесленники, которые проектировали, строили и украшали гробницы фараонов.

Свои выводы Мейтленд представила на международной конференции в Дейр-эль-Медине и в туринском Египетском музее. До того кураторы NMS придерживались мнения, что статуя изображает наставника с ребенком из царской семьи.

«Мы явно видим фараона в короне, но обычного человека ни за что не поместили бы рядом с правителем на трехмерном изображении, — объясняет Мейтленд. — Запрет на подобное соседство действовал даже для двухмерных росписей гробниц».

Древнеегипетская статуэтка из собрания Национальных музеев Шотландии (NMS). Фото: National Museums Scotland
Древнеегипетская статуэтка из собрания Национальных музеев Шотландии (NMS).
Фото: National Museums Scotland

Загадочная статуэтка вошла в собрание эдинбургского музея в 1985 году, а происходила она из частной коллекции выдающегося, но почти забытого архео­лога Александра Генри Райнда, умершего от туберкулеза в 1863 году в возрасте всего 29 лет. Изучив его записи, Маргарет Мейтленд выяснила, что молодой архео­лог обнаружил эту статую как раз на территории Дейр-эль-Медины.

Погрузившись в жизнь этой деревни, она постепенно осознала, что фигурка на коленях мужчины вовсе не сам фараон, а его статуя. Более крупная фигура коленопреклоненного человека с протянутыми руками напоминает другие древнеегипетские изображения людей с подношениями. Исследовательница взялась изучать остальные скульптуры из Дейр-эль-Медины и выделила целую иконографическую группу, в которую в числе прочего входят замечательный резной экземпляр из коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея и ряд объектов из Национального музея Египта.

Мейтленд пришла к выводу, что привилегированные мастера Дейр-эль-Медины имели право создавать подобные подношения для собственного храма, посвященного богине Хатхор, в которых они изображали самих себя. Об этом, конечно, не могло не быть известно при царском дворе. Ученый считает, что подобные изображения были выгодны обеим сторонам и служили укреплению как авторитета правителей, так и лояльности деревенских чиновников.

Так кем же был человек без лица, держащий статую фараона-ребенка? Голова жертвователя увенчана венком из цветов. Этот элемент часто встречается на изображениях женщин и очень редко — мужчин, за исключением, как обнаружила Мейтленд, периода правления Рамсесов. Царствование Рамсеса II, известного как Рамсес Великий, длилось с 1279 по 1213 год до н.э. и было вторым по продолжительности среди всех правителей Древнего Египта. Он возвел больше храмов и статуй, прославляющих его, чем любой другой фараон. Самым высокопоставленным человеком в Дейр-эль-Медине был визирь, напрямую связанный с двором Рамсесов, однако одежды изображенного не похожи на те, что обычно носили столь влиятельные чиновники. Следующим в иерархии был старший писец, отвечавший за важнейшие надписи на гробницах. Мейтленд полагает, что именно по его заказу и была создана статуэтка. Если ее догадка верна и статуэтка относится ко времени правления фараона Рамсеса II, то нам известно имя его старшего писца — Рамос, чья гробница сохранилась до наших дней. Это значит, что Рамос все же обрел бессмертие — в зале эдинбургского музея.

Египтологи известны своей любовью к спорам, а опровержение новых теорий — их любимый вид спорта. Но пока выводы Мейтленд не встретили возражений.

«Предстоит еще много работы, — говорит она. — Меня не оставляет мысль о том, что утраченная надпись — а может быть, даже утраченное лицо — может лежать где-то в песках в ожидании археологов, чтобы доказать или разгромить мою теорию».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+