18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Фонд Louis Vuitton показывает в Париже совместные работы Баскиа и Уорхола

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Всего на выставке представлено более 80 картин, подписанных обоими художниками. По утверждению кураторов, среди экспонатов есть «абсолютные шедевры», прежде не участвовавшие в совместных выставках Жан-Мишеля Баскиа и Энди Уорхола

Можно ли добавить что-то новое к уже сказанному о сотрудничестве Энди Уорхола и Жан-Мишеля Баскиа? Дитер Буххарт, сокуратор выставки «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в парижском Фонде Louis Vuitton, отвечает на этот вопрос утвердительно. По его словам, экспозиция демонстрирует, что художники начали работать вместе раньше, чем считалось до сих пор.

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton

Хотя первая мимолетная встреча Баскиа и Уорхола состоялась, вероятно, еще в 1979 году, официально их познакомил в ­1982-м дилер Бруно Бишофбергер, представлявший интересы обоих художников. В период с 1984 по 1986 год Баскиа и Уорхол создали в соавторстве, по-видимому, около 160 работ. В парижскую экспозицию вошло более 80 картин, подписанных обоими художниками.

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton

Осенью 1983-го Бишофбергер предложил Баскиа, Уорхолу и итальянскому художнику Франческо Клементе сделать совместный проект. В рамках этого сотрудничества Уорхол дал Баскиа свои шелкографии, чтобы тот дополнил их. Так появились работы, включающие изображения яиц, крабов, лобстеров и знаки доллара.

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton

Эти произведения имели неточную датировку «1984–1985». «Они созданы либо в конце 1983-го, либо в начале 1984 года и, строго говоря, представляют собой модификации, а не коллаборации, поскольку Баскиа перерабатывал уже существующие произведения, пусть даже и с подачи Уорхола», — разъясняет Буххарт.

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton

Также, продолжает куратор, среди экспонатов есть «абсолютные шедевры», такие как «Кот Феликс» (1984–1985) и «Десять боксерских груш» («Тайная вечеря») (1985–1986), прежде не участвовавшие в совместных выставках художников. На каждой груше Уорхол нарисовал по портрету Христа с репродукции «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, а Баскиа добавил многократно повторенное слово judge («судия») и свою фирменную корону. «Сегодня искусствоведы, как правило, связывают это произведение с настроениями, царившими в художественном сообществе и вне его после убийства граффити-художника Майкла Стюарта, с которым Баскиа был очень близок», — пишет в каталоге сокуратор выставки Сюзанн Паже. (Афроамериканец Стюарт умер в результате побоев, после того как полиция арестовала его за использование баллончика с краской в нью-йоркском метро.)

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton

Интересно отметить, как в работе China Paramount (1984) проявилась разница во взглядах двух художников. Уорхол изобразил на холсте профили президента США Рональда Рейгана, который проводил политику свободной рыночной экономики. «Баскиа противопоставляет головам Рейгана черные лица, обличающие утопичность прогресса и экономического роста, которые обошли стороной афроамериканское население страны в 1980-е годы», — отмечает Буххарт.  

Фонд Louis Vuitton
«Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки»
До 28 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+