18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Другие грани» в Нижнем Новгороде: русский авангард из уральских коллекций

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

206 картин 80 авторов из 7 уральских музеев и частного собрания на время поселились в выставочном пакгаузе на нижегородской стрелке. Не будет преувеличением сказать: именно так должны выглядеть горизонтальные связи между региональными музеями

В уральских музеях хранятся высококлассные коллекции русского авангарда. Здесь и звезды первой величины (Наталия Гончарова, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Александр Родченко), и вообще не звезды — картины завораживают, а об авторах, кроме имени и фамилии, порой почти ничего не известно. После Октябрьской революции, с 1918 по 1922 год, работы централизованно закупали в специальный художественный фонд и затем из Москвы распределяли и отправляли по городам РСФСР — для создания музеев современного искусства. И вот они собрались вместе в Нижнем Новгороде: 206 работ 80 авторов из семи уральских музеев и одного частного собрания выставлены в одном из двух пакгаузов на стрелке.

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Наверное, стоит сразу уточнить, почему Урал и почему в Нижнем Новгороде. Дело в соглашении о сотрудничестве, в рамках которого Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) и Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) уже несколько лет обмениваются экспонатами. «Со временем наше сотрудничество доросло до уровня совместных выставок, — объясняет сокуратор выставки Ирина Миронова, ученый секретарь НГХМ. — Одна из них, посвященная импрессионизму, „Запечатленный свет“, прошла в начале этого года в Екатеринбурге. И вот ответный визит уральских коллег в Нижний Новгород — но уже коллективный».

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Изначально планировалось сделать экспозицию на основе собрания ЕМИИ — а это более 50 произведений авангардистов 1910–1920-х годов. Однако авторам выставки захотелось другого масштаба.

Рассказывает куратор выставки, заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Горнунг: «Нам захотелось максимально полно показать авангард из различных музеев Урала, продемонстрировать творчество не только великих, но и менее значительных мастеров авангардного движения в большом временном промежутке — от самых его истоков до неизбежного исхода. Кроме того, возникла идея сделать акцент на том, чего нет в других музейных собраниях России — показать произведения художников, которые были связаны с авангардным движением, а теперь являются эксклюзивной собственностью и гордостью нескольких уральских собраний».

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Нижнетагильский музей изобразительных искусств гордится собранием произведений ленинградца Павла Голубятникова (1891–1942), ученика Кузьмы Петрова-Водкина; Челябинский — работами Николая Русакова (1888–1941), учившегося вместе с Александром Родченко в Казанской художественной школе у Николая Фешина. Отдельного внимания заслуживает подборка живописи и графики самобытного и яркого художника Петра Субботина-Пермяка (1886–1923) из Пермской художественной галереи и Коми-Пермяцкого краеведческого музея. В екатеринбургском частном собрании была сохранена и отреставрирована большая коллекция произведений художника-символиста Василия Денисова (1862–1922).

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Рабочим вариантом названия выставки был «Русский авангард и его окрестности». Но в процессе подготовки родилось словосочетание «другие грани». Авторам оно показалось емким и многозначным. «Это и другие грани русского авангарда, и другие грани собраний российских музеев, и разные этапы творчества художников авангарда, — продолжает Ольга Горнунг. — Кроме того, слово „грани“ ассоциируется с уральскими самоцветами, их сверкающими поверхностями».  

Выставочный пакгауз
«Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+