18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Лето — пора любования пальмами и розами Зинаиды Морозовой

Василий Лобов. «Девушка с розой». 1852. Фрагмент. Фото: Музей-заповедник «Горки Ленинские»
Василий Лобов. «Девушка с розой». 1852. Фрагмент.
Фото: Музей-заповедник «Горки Ленинские»
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Удивительный факт: Горки Ленинские не всегда были ленинскими. До вождя революции в усадьбе жила жена мецената Саввы Морозова Зинаида. И жила красиво — в буквальном смысле слова. Этой красоте посвящена выставка в музее-усадьбе

В последние годы устраивается все больше выставок, посвященных нашим великим купеческим династиям. У всех на памяти блокбастеры про братьев Щукиных и Морозовых, а прямо сейчас в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходит выставка, в центре которой фигура Николая Рябушинского — мецената, издателя и живописца. И вот еще одна, и тоже о Морозовых — но только об их прекрасной половине.

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские». Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские».
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Открывается выставка в Государственном музее-заповеднике «Горки Ленинские». После того как его прошлым летом возглавила Алиса Бирюкова, здесь пытаются хотя бы немного отстраниться от Ленина — своей основной темы, узковатой и, конечно, вышедшей из моды. Однако перешибить харизму вождя крайне сложно. В качестве эксперимента в музее пробуют ввести нового «гения места». Кандидатура лежит на поверхности — последняя дореволюционная владелица этой усадьбы, Зинаида Морозова (1867–1947), жена мецената Саввы Морозова, женщина сильного характера и роскошных вкусов.

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские». Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские».
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Глобальный биографический проект о ней, видимо, в планах «Горок» — пока же решили сделать легкую летнюю выставку об одном аспекте ее личности — любви к цветам. Продав после смерти Саввы Тимофеевича знаменитый особняк на Спиридоновке, Зинаида Григорьевна поселилась с новым мужем за городом. Теперь ее окружали цветочки везде: за окном, на обоях, в обивке мебели. Но в особенности на посуде (она обожала фарфор и собрала его огромную коллекцию). Вдобавок Морозова активно занялась садоводством — при ней усадьба Горки поставляла цветы в десяток московских магазинов. Хозяйка наполнила оранжереи пальмами, которые летом выставляли на открытый воздух. Пальмы, кстати, вместе с прочей обстановкой были унаследованы Лениным, осеняя его инвалидное кресло. И пережили его: многие из этих деревьев дотянули до 1980-х!

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские». Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские».
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Выставку назвали «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой», но есть здесь и вторая героиня — дочь Зинаиды Мария Морозова (1888–1921), продолжавшая жить с матерью и разделявшая ее интересы. Мария Саввишна была художницей-любительницей, входила в абрамцевский кружок. Одно из редких ее изображений — фотография за лепкой бюста Саввы Мамонтова (сам бюст, увы, утрачен).

«Впрочем, это выставка не про судьбу двух конкретных женщин, — рассказывает куратор Софья Багдасарова, — а все же про то, какую важную роль в их быте и в жизни их современниц играла тема цветов. Дамы и барышни Серебряного века постоянно окружали себя живыми цветами, надевали платья с флоральными орнаментами. Поэтому, помимо живописи и графики, в нашем проекте так много предметов материального мира, от фарфора до шарфиков».

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские». Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские».
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Разнообразие цветочного орнамента 1880–1910-х — ботаническая иллюстрация и викторианская английская роза, абрамцевские псевдорусские «дички» и отточенные арабески эпохи модерна — на выставке показано с помощью подлинных мемориальных предметов, живописи и графики Станислава Жуковского, Константина Коровина, Елены Поленовой, Константина Юона, Марии Якунчиковой, майолик Михаила Врубеля, фарфора, мебели, а также уникальных образцов текстиля, предоставленных Университетом им. А.Н.Косыгина.

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские». Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские».
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

«Изучив ее вещи, мы поняли, что Зинаида Григорьевна любила неорококо, — говорит Багдасарова. — Забавно: Савва Морозов всем говорил, что шехтелевский особняк на Спиридоновке он построил для жены. Но тот мир, который она создала для себя после его смерти, — это ему полное стилистическое противопоставление. Истинное воплощение мягкости, женственности, роскоши и избыточности. Такой получилась и выставка — повседневность дамы La Belle Époque». 

Государственный музей-заповедник «Горки Ленинские»
«Пальмы и розы Зинаиды Морозовой»
С 24 июня по 22 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+