18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Наталья Шашкова: «Наша задача — представить обществу историю российской архитектуры»

Директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева Наталья Шашкова. Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
Директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева Наталья Шашкова.
Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Новый директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева в первом после своего назначения интервью говорит о балансе между научными и управленческими задачами, а также раскрывает ближайшие планы музея

В отличие от других громких перестановок в федеральных музеях, ваше назначение прошло почти незаметно. Стало ли оно для вас неожиданностью?

Полной неожиданностью. Я долгое время была главным хранителем музея и занималась фондовой работой, у меня в подчинении находилась половина сотрудников. Когда Елизавета Лихачева получила новость, совершенно поразившую нас всех (о назначении на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина. — TANR), она пригласила меня к себе и спросила: «Возглавите музей вместо меня?» Елизавета поверила в меня, но главное — это решение поддержала команда музея. Если бы этого не случилось, я бы не согласилась.

Здание Музея архитектуры имени А.В.Щусева. Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
Здание Музея архитектуры имени А.В.Щусева.
Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева

Мечтали ли вы об этом месте?

Я много лет занимаюсь научными исследованиями, публикуюсь в специализированных изданиях, так что желания занять директорскую позицию у меня не было. Главная задача директора — эффективно коммуницировать и встраивать музей в общественно-культурный контекст страны. Я прекрасно понимала этот круг задач, он не был для меня сюрпризом, но я к этому не стремилась.

Перейдя в ГМИИ им. А.С.Пуш­кина, Елизавета Лихачева пообещала, что будет и дальше участвовать в судьбе Музея архитектуры. В чем состоит это участие?

Прежде всего в общении. Мы делимся профессиональными проблемами, вместе ищем пути их решения. Думаем про межмузейные проекты. Елизавета возглавила наблюдательный совет по реставрации дома Мельникова, в который вошли крупнейшие специалисты по истории архитектуры авангарда, архитекторы-реставраторы и потомки Константина Мельникова. Совет создан для обсуждения проблем, которые могут возникнуть в процессе реставрации. А она как раз начинается. Елизавете Лихачевой удалось проявить музей после долгих лет упадка и забвения, она вернула его на культурную карту Москвы и всей страны. У нас налаживается активное региональное взаимодействие — готовятся выставочные проекты в Калининграде, Кирове, Сочи, Ульяновске, Хабаровске, а также в Ташкенте. Но потребность в новых площадях — объективная проблема, которая тормозит развитие музея.

Интерьер дома Мельникова. Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
Интерьер дома Мельникова.
Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева

Как продвигается история с депозитарием? С тех пор как в 2018 году музей заявил о планах по его созданию, о нем ничего не слышно.

Она не продвигается. Никаких конкретных решений не принято, но за время работы над этим проектом мы точно поняли, что нам нужно. Наша мечта — комплекс площадью 25–30 тыс. кв. м.

Какие площадки для этого бы подошли?

Возможно, имеет смысл в дополнение к существующему зданию построить современное. Здесь, на Воздвиженке, могли бы проходить особенно важные выставки, конференции, публичные мероприятия, а все остальное, включая постоянную экспозицию, разместилось бы в новом комплексе. Но в любом случае он должен находиться в центре города. Это вынужденная необходимость: нам приходится делать частую ротацию материалов, потому что основной предмет показа — архитектурная графика. Срок ее непрерывного экспонирования — четыре месяца, суммарно за год — не более шести. Все должно храниться рядом, депозитарий за МКАДом — смерть для музея. Музей федеральный, поэтому без поддержки Минкультуры не обойтись.

Аптекарский приказ. Музей архитектуры имени А.В.Щусева. Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
Аптекарский приказ. Музей архитектуры имени А.В.Щусева.
Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева

Есть ощущение, что сейчас музей недооценивают?

Отчасти. Статус музея изменился за последние годы. Мы теперь не только площадка для профессионалов, как было когда-то, мы — общенациональный музей для всех. Наша задача — представить обществу историю российской архитектуры и вписать ее в мировой контекст.

Сегодня музеи стремятся зарабатывать самостоятельно. Музей архитектуры в этом смысле был даже впереди многих, активно привлекая партнеров. Какие планы у вас в этой сфере?

Пока задача номер один — сохранить отношения с партнерами. Перемены, даже спокойные — это все-таки перемены. Нашим друзьям важно понять, что мы их ценим и вектор нашего развития не изменился. Конечно, работаем и над организацией новых парт­нерских программ. Например, ведем переговоры о регулярной поддержке пополнения музейного собрания.

Выставка «МЕЛЬНИКОВ MELNIKOFF» в Музее архитектуры имени А.В.Щусева. Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
Выставка «МЕЛЬНИКОВ MELNIKOFF» в Музее архитектуры имени А.В.Щусева.
Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева

Вы же говорите: негде хранить то, что есть. Где будете размещать новые поступления?

Все так, мы на грани своего ресурса, поэтому стараемся оптимизировать существующие площади. Но отказываться от даров не станем, тем более что есть достойный повод: в следующем году нашему музею исполнится 90 лет. Иногда возникает возможность пополнить музейное собрание знаковыми вещами, принципиально важными для истории архитектуры. В этом случае сложности не должны нас останавливать.

А сами архитекторы что-то дарят?

Мы настроены на собирание подлинных предметов искусства, а современные архитекторы работают в компьютерных программах. Конечно, есть те, кто рисует, например главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, но это, как правило, художественная графика, не имеющая отношения к созданию зданий, либо эскизные наброски. Никакого способа комплектования проектов, выполненных в компьютерных программах, у нас нет.

Анфилада. Музей архитектуры имени А.В.Щусева. Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
Анфилада. Музей архитектуры имени А.В.Щусева.
Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева

Вы продолжаете научную работу или полностью переключились на управленческие задачи?

Стараюсь продолжать. Моя главная исследовательская тема — архитектура железных дорог, и у нас она практически не разработана. Все знают про Казанский вокзал, но мало кому известно, что Щусев спроектировал три железнодорожные линии для Общества Мос­ковско-Казанской железной дороги: Казань — Екатеринбург, Нижний Новгород — Котельнич и Арзамас — Шихраны. Для каталога к выставке, посвященной 150-летию архитектора, я написала научную статью про эту, совсем неизученную часть щусевского наследия. Еще одна тема, которой я занималась (правда, меньше), — послевоенная сталинская архитектура.

Сталинская эпоха породила свой большой стиль — в архитектуре и не только, а путинская — нет. Как вы думаете, почему так?

Это связано с социокультурной ситуацией не только в стране, но и в мире. И западное общество, и российское ушли от принципа совместного существования. Сегодня интересы отдельного человека встали на первое место и произошло разобщение общества. В такой ситуации большой стиль не рождается.

Скульптурный дворик. Музей архитектуры имени А.В.Щусева. Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева
Скульптурный дворик. Музей архитектуры имени А.В.Щусева.
Фото: Музей архитектуры имени А.В.Щусева

Ваши личные интересы как‑то повлияют на выставочную политику музея?

Я далека от того, чтобы, сев в кресло директора, продвигать только свои идеи. Но архитектура железных дорог мало изучена, и в том, чтобы ее показать, нет ничего плохого. Кроме того, я руковожу кураторской группой, которая готовит большую выставку к 150-летию Алексея Щусева. Вообще, мы стремимся показывать все периоды развития архитектуры. Например, весной у нас параллельно открылось несколько выставок: про историю стеклянных кирпичей Фальконье, фотопроект Михаила Розанова, посвященный модернизму, и экспозиция, созданная совместно с Музеем истории ГУЛАГа к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения. Проект очень важный для истории архитектуры. Заключенные Соловецкого лагеря проводили обмеры, обследования памятников Соловков. Эти материалы сегодня бесценны, так как многие из зафиксированных объектов утрачены или лишились аутентичности. Профессиональное сообщество выставку оценило очень высоко.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры имени А.В.Щусева. Фото: Н. Андреев/Музей архитектуры имени А.В.Щусева.
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры имени А.В.Щусева.
Фото: Н. Андреев/Музей архитектуры имени А.В.Щусева.

В 2018 году Музей архитектуры принял выставку Анны Наринской к пятилетию проекта «Последний адрес» — это было личное решение Елизаветы Лихачевой. Другие музейные руководители испугались «опасной» темы, потому что уже тогда таблички «Последнего адреса» срывали с домов и власти не возражали. Насколько вы принципиальны в этом смысле и готовы ли идти на риск?

У меня принципиальная позиция: есть важные темы, о которых нельзя не говорить. Тот же Музей истории ГУЛАГа — государственная институция, которая на эти темы говорит. Но есть высказывания, которые если и должны звучать, то не здесь. Когда куратор негативно высказывается в адрес России и российской власти, а потом приходит в федеральный музей в центре Москвы и просит, чтобы здесь поставили его проект и его профинансировали, это этически недопустимая ситуация. Государство не обязано платить деньги тем, кто открыто высказывается против него.

Музейная деятельность по сути своей гуманистическая и созидательная. Наша миссия — в любых обстоятельствах сохранить культурное наследие и дать возможность людям соприкоснуться с искусством. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+