18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художница создала мираж дома под сводами музея

Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства. Фото: ММОМА
Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства.
Фото: ММОМА

На выставке «Два дома» в Московском музее современного искусства художница Анастасия Литвинова показывает с помощью камеры-обскуры перевернутый мир и приглашает зрителя в созданные из света и шелка лабиринты памяти

Музеи — не то, чем кажутся. Так утверждают теоретики искусства и художники, работающие с категорией пространства. Пионер ленд-арта Роберт Смитсон, к примеру, считал музеи тюрьмами, где в выставочных залах, будто в камерах, заточены произведения искусства. Концептуалист и художественный критик Брайан О’Догерти, в свою очередь, сравнил галереи с лимбом, где омертвевшее искусство находится в некой «витринной вечности». Современная российская художница Анастасия Литвинова предлагает другое, не такое мрачное сравнение. Для нее музей — это дом, в котором регулярно сменяются жильцы — художники. Один за другим они на время присваивают выставочное пространство, населяя его своими работами.

Новым домом художницы стала городская усадьба на Гоголевском бульваре в Москве, где ныне находится один из филиалов Московского музея современного искусства (ММОМА). Если точнее, она заняла сводчатые каменные палаты во флигеле. Ее сайт-специфический, то есть неотделимый от самого места, проект носит название «Два дома». Оно позаимствовано с таблички на фасаде: «Объект культурного наследия „Два дома“, конец XVIII в., арх. М.Ф.Казаков», но предполагает более широкое прочтение.

Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства. Фото: ММОМА
Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства.
Фото: ММОМА

В основу выставки, по признанию Анастасии Литвиновой, должно было лечь исследование интригующей истории усадьбы. В первой четверти XIX века здесь жил Михаил Нарышкин и проходили собрания тайного общества декабристов, а позднее, когда дом принадлежал Министерству народного просвещения, его гостями становились Иван Тургенев, Александр Островский, Афанасий Фет. Несмотря на выдающуюся биографию здания, поиск достаточного количества материалов о нем не увенчался успехом, и потому выставка-исследование превратилась в выставку-метафору, выставку-ощущение, выставку-мираж.

Экспозиция утопает в полумраке. По периметру первого зала развешаны старые оконные рамы со стеклами. Они кажутся призраками тех окон, сквозь которые в помещение когда-то проникал свет и которые теперь перекрыты фальшстенами. На стекла проецируются странные нечеткие изображения. На первый взгляд, они неподвижны, но, если присмотреться внимательнее, замечаешь, как колышутся кроны деревьев, мелькают редкие машины и прохожие. Но это вовсе не видео: сквозь вырезанные в фальшстенах маленькие отверстия происходящее на улице отражается в режиме реального времени на парящих внутри помещения квазиокнах — правда, вверх ногами. Так работает камера-обскура. Мастера прошлого использовали это оптическое устройство для создания реалистичных изображений, а Анастасия Литвинова — чтобы впустить внешний мир в давно изолированный от него музей. Но это не просто внешний мир — это перевернутый мир, и кураторы выставки Динара Уварова и Варвара Новикова видят в этом ни много ни мало эсхатологический мотив.

Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства. Фото: ММОМА
Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства.
Фото: ММОМА

Улица словно прорастает внутрь музея еще и тенями, напоминающими ветви раскидистого дерева. Они ползут по белым сводчатым стенам от конструкции в центре зала. Здесь, как еще одно призрачное видение, зависла в воздухе полупрозрачная белая материя, будто запомнившая очертания предметов мебели под ней. Мебель накрывают, надолго покидая дом. Инсталляция отдает дань памяти историческим жильцам особняка, оставившим его навсегда (один из них, уже упомянутый декабрист Нарышкин, был арестован здесь в 1826 году), но в то же время она резонирует и с сегодняшней повесткой, в ткань которой прочно вплетено слово «релокация» (в последнее время многие были вынуждены обрести второй дом).

Сама Анастасия Литвинова живет на три дома — и три города: Москва, родной Санкт-Петербург и Хельсинки. Вероятно, потому ей и удается так тонко и прочувствованно раскрывать тему переезда и ностальгии по родным, оставленным пусть даже на время, местам. Наша память не самый совершенный механизм для запечатления точного образа событий, людей, пространств. Чтобы создать как бы рассеивающийся в памяти образ собственного дома, художница обратилась к цианотипии — еще одной, помимо камеры-обскуры, технике с давней историей. Интерьеры ее квартиры отпечатаны — в характерном для цианотипий синем мареве — на тончайшем, просвечивающем шелке. Большие, от пола до потолка, лоскуты ткани образуют нечто вроде эфемерного лабиринта воспоминаний, воздушные «стены» которого слегка колышутся при движении сквозь них зрителя.

Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства. Фото: ММОМА
Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства.
Фото: ММОМА

Инсталляция с фрагментами домашнего интерьера символически возвращает усадьбе, которая некогда была частным владением, а ныне является публичным музеем, приватное измерение. Так два дома — дом художника и дом искусства — становятся одним целым.

Московский музей современного искусства
Анастасия Литвинова. «Два дома»
До 6 августа

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+