18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Новый арт-фестиваль представит искусство с индустриальным размахом

Железоделательный завод Турчаниновых-Соломирских. Сысерть, Свердловская область. Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»
Железоделательный завод Турчаниновых-Соломирских. Сысерть, Свердловская область.
Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Заброшенные и действующие индустриальные объекты по всей России превратят в места культурного производства в рамках нового арт-фестиваля «Ночь заводов», который пройдет 12 августа. Зрители увидят световые инсталляции и посетят театральные променады

Скоро, всего на одну летнюю ночь, индустриальные объекты по всей России откроют свои двери для любителей искусства и промышленной эстетики. Произойдет это 12 августа во время нового фестиваля «Ночь заводов». Всего в него вошло 18 пространств: это и современные технологичные производства, и заброшенные дореволюционные мануфактуры с корпусами из красного кирпича. География проекта охватывает всю страну — от Калининграда до Тобольска, от Петрозаводска до Дербента, так что фестивальные мероприятия будут доступны жителям разных регионов.

Большая ивановская мануфактура. Иваново, Ивановская область. Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»
Большая ивановская мануфактура. Иваново, Ивановская область.
Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»

Организатором «Ночи заводов» выступает Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ». Среди наиболее заметных его инициатив — Уральская индустриальная биеннале современного искусства и Nemoskva, проект, нацеленный на продвижение региональных художников и кураторов. Своеобразный приквел «Ночи заводов» состоялся, к слову, еще в 2020 году, но он был полностью виртуальным: зрители получили доступ к онлайн-лекциям специалистов в области архитектуры, прямым включениям с промышленных объектов, экскурсиям в формате stories, а также видео­записям перформансов и концертов, организованных на фабриках и ГЭС. Все это было частью проекта «Индустриальность и культура», реализованного в рамках Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Спустя два года при поддержке Президентского фонда культурных инициатив онлайн-акция переросла в офлайн-фестиваль с публичными культурными событиями непосредственно на промышленных площадках. Кроме того, грядущая «Ночь заводов» уже не часть биеннале (которая, к слову, в этом году была отменена), а самостоятельный большой проект.

Арт-пространство часового завода «Ракета». Петергоф, Санкт-Петербург. Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»
Арт-пространство часового завода «Ракета». Петергоф, Санкт-Петербург.
Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»

Неким ориентиром при организации фестиваля служила ежегодная акция «Ночь музеев», столь любимая многими. Но новое событие кажется даже более интригующим, ведь музеи открыты для посетителей круглый год, а заводы — почти никогда (если, конечно, вы не являетесь сотрудником предприятия или же сталкером, исследующим, подчас нелегально, руины «заброшек»). И хотя волшебство, как в сказке, продлится лишь одну ночь, после чего промышленные объекты вернутся в привычный режим существования, организаторы фестиваля, со слов его главного продюсера Марии Туркиной, надеются, что он «запустит внутренние процессы по работе с инструментами культуры и искусства, которые затем преобразуются в собственные проекты».

Участниками фестиваля — и это довольно непривычно — станут вовсе не отдельные художники и коллективы, а индустриальные объекты, ведь именно они, как пояснила наша собеседница, являются «эпицентрами приложения организаторских и кураторских усилий». Соответственно, заявки на участие (а было их более 90) отправлялись «от лица» самих объектов. Прошедших отбор разделили на три группы, в зависимости от формата участия и статуса: «заводской запуск», «завод-партнер» и «завод-гигант».

Чеховский завод энергетического машиностроения (Энергомаш — ЧЗЭМ). Чехов, Московская область. Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»
Чеховский завод энергетического машиностроения (Энергомаш — ЧЗЭМ). Чехов, Московская область.
Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»

Победителями уровня «заводской запуск» стали трое: арт-пространство часового завода «Ракета» в Петергофе, Большая ивановская мануфактура и Чеховский завод энергетического машиностроения (Энергомаш — ЧЗЭМ). Как поясняет Мария Туркина, это те участники, которые стремятся стать видимыми на карте культурных событий. Для этого они развивают арт-пространства и организуют художественные события на своих территориях. «Подсветить» эти предприятия — в прямом и переносном смысле — поможет студия dreamlaser из Нижнего Новгорода, которую привлекли к курированию фестиваля. dreamlaser — один из мировых лидеров в сфере применения инновационных мультимедиатехнологий, и на территориях заводов из первой тройки команда студии создаст эффектные аудиовизуальные инсталляции с применением технологий лазерного освещения.

Студия dreamlaser. Лазерная инсталляция для фестиваля Sensor. Гора Арагац, Армения. 2022. Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»
Студия dreamlaser. Лазерная инсталляция для фестиваля Sensor. Гора Арагац, Армения. 2022.
Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»

Вторая группа, «завод-партнер», объединила объекты, находящиеся на Урале — в той части страны, где, благодаря Уральской индустриальной биеннале, сложился основательный опыт соприкосновения промышленности с искусством. В этой пятерке — Челябинский трубопрокатный завод, Чугунолитейный железоделательный завод Турчаниновых-Соломирских в Сысерти, пермский Сибур-Химпром, тобольский Запсибнефтехим, а также Арт-центр «Воскресенский завод». Для перечисленных объектов актуальна повестка промышленного туризма и открытие своей территории зрителю на постоянной основе. Работает с ними вторая кураторская команда фестиваля — Лаборатория новых медиа, возникшая в 2016 году как проект Новой сцены Александринского театра. Специалисты в области перформативных и интерактивных практик в сфере гибридного искусства, они разработают для действующих предприятий театральные променады с уникальными сценариями. Зрители окажутся в самом сердце индустриальных производств, среди пара, искр и грохота механизмов.

Сибур-Химпром. Пермь, Пермский край. Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»
Сибур-Химпром. Пермь, Пермский край.
Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»

Наконец, третий уровень — «завод-гигант». Это наименование, впрочем, весьма условно: кроме действительно грандиозных предприятий вроде ярославского текстильного комбината «Красный Перекоп» в эту группу входит, например, водонапорная башня в городе Слободской, объекты тюменского отделения Свердловских железных дорог и московский Центр творческих индустрий «Фабрика», расположенный в цехах на территории фабрики технических бумаг «Октябрь». Всего же в этой категории десять объектов. Это, помимо уже упомянутых, и Дербентская винодельческая компания, и калужский завод «Элмат», и Калининградский вагоностроительный завод, и пространство «Заря» (Екатеринбург), и Творческий индустриальный кластер «Октава» (Тула), и цеха Онежского тракторного завода (Петрозаводск). За каждым из них стоит команда, уже имеющая необходимый опыт привнесения искусства в промышленные пространства, и потому они придумывают и реализуют проекты самостоятельно, без привлечения фестивальных кураторов. Фестиваль же помогает заявить о мероприятиях на своем сайте, который станет своеобразным каталогом культурных событий на промышленных площадках.

Цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода. Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»
Цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода.
Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»

Как видно из списка участников, организаторы фестиваля довольно широко трактуют понятие «индустриальный объект». Согласно сайту «Ночи заводов», в этом качестве могут выступать и мастерские, и шахты, и инфраструктурные объекты, связанные с железнодорожными путями, портами и аэровокзалами, и любые здания на территории рабочих поселений: школы, церкви, больницы. Такие условия, несомненно, расширяют круг потенциальных участников.

Арт-центр «Воскресенский завод». Село Воскресенское, Республика Башкортостан. Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»
Арт-центр «Воскресенский завод». Село Воскресенское, Республика Башкортостан.
Фото: Всероссийский фестиваль «Ночь заводов»

Фестиваль планируется сделать ежегодным. Среди его задач — развитие промышленного туризма и привлечение внимания к индустриальным объектам. «Во-первых, это завораживает: вы вдруг открываете для себя, что завод — это не страшно, а красиво! Как увлеченные индустриальным наследием специалисты, мы хотим поделиться эстетикой промышленных объектов со зрителем, — говорит Мария Туркина. — Во-вторых, мы выступаем за сохранение памяти об инженерной мысли и людях, которые ее воплощали. Ведь города и предприятия — это прежде всего люди, их личные истории, истории поколений, которые по полвека трудились бок о бок в заводских корпусах. И в-третьих, фестиваль дает возможность рассказать о тех объектах, которые находятся в не­удовлетворительном состоянии».

Печи пиролиза (часть комплекса «Запсибнефтехим», Тобольск, Тюменская область). Фото: СИБУР
Печи пиролиза (часть комплекса «Запсибнефтехим», Тобольск, Тюменская область).
Фото: СИБУР

В постиндустриальную эпоху один из основных методов сохранения заброшенных промышленных пространств и развития действующих — их превращение в достопримечательности, объекты культурного наследия и места культурного производства. Именно такую переориентацию и предлагает фестиваль «Ночь заводов». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+