18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Забайкальском крае поселился ленд-арт

Иван Плющ. Объект «Глашатай». 2023. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Иван Плющ. Объект «Глашатай». 2023.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Ленд-арт-парк в Забайкалье и Московский музей современного искусства провели первый фестиваль «Тужи Арт», который станет ежегодным

Работы Ирины Кориной, Ивана Плюща и Александра Повзнера навсегда останутся в забайкальской тайге рядом с деревянными скульптурами Даши Намдакова. Каждый год работ современных художников, сделанных специально для этой долины в окружении поросших соснами сопок, будет все больше. И есть надежда, что люди, впервые за полстолетия, перестанут уезжать из соседней бурятской деревеньки Укурик — а начнут приезжать в нее.

Скульптор Даши Намдаков (справа) уверен, что знание своих корней и почтение к ним необходимо современному человеку. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Скульптор Даши Намдаков (справа) уверен, что знание своих корней и почтение к ним необходимо современному человеку.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Именно эта беда — что молодые покидают родную деревню и забывают ее — заставила художника и скульптора Даши Намдакова, родившегося в Укурике (в деревне сейчас 60 дворов), придумать здесь ленд-арт-парк. «Если дети вырастут без корней, будут слабыми», — говорит Даши Намдаков, выставки которого проходили в Третьяковской галерее и Эрмитаже, в Лондоне и Пекине. С 2021 года, когда появилась идея парка «Тужи» (в переводе с бурятского — «сосновый бор»), удалось провести в тайгу, в полутора сотнях километров от Читы, все коммуникации. Инициативу художника поддержало правительство Забайкальского края и Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Здесь уже есть домики для туристов и ресторан, скоро появится современный спортивный и спа-комплекс, можно кататься на лошадях и стрелять из лука, строится гостиница. «Когда начинал, не подозревал, во что это выльется», — говорит Даши Намдаков. Деревня получила гранты, в том числе на мебельную мастерскую, построена школа. Местные говорят о Даши как о герое, равном силой и заслугами могущественным духам местности, которые, по их верованиям, до сих пор живут на окрестных хребтах.

«Дракон» из сосновых стволов Даши Намдакова на берегу реки Хилок. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
«Дракон» из сосновых стволов Даши Намдакова на берегу реки Хилок.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Царит тут «Дракон» Даши Намдакова из дерева. Скульптор известен в основном своей бронзой, слегка сюрреалистичной, опирающейся на народную бурятскую образность (на лугу есть и две его бронзовые скульптуры), но дерево в естественном пейзаже выглядит органичнее. Огромные стволы, частично обожженные, и сухостой сосны стали хранителями местности. Все постройки: и туристические домики, и культурный центр (выставочный зал), и строящийся «Дом художника», похожий на храм из вертикально стоящих мощных стволов, — созданы по проектам Даши Намдакова и художников архитектурного бюро Parsec. В излучине реки и поглубже в дебрях можно найти работы хакасского скульптора Николая Марткачакова и бурята Ардана Бальжанова.

Вечно крутящиеся «Глашатаи» Ивана Плюща и «Дом художника» (вдали) ленд-арт-парка «Тужи». Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Вечно крутящиеся «Глашатаи» Ивана Плюща и «Дом художника» (вдали) ленд-арт-парка «Тужи».
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Впервые в этом году в парке прошел организованный совместно с Московским музеем современного искусства мультидисциплинарный фестиваль, на который приехала публика из Читы и Улан-Удэ, из Монголии и Китая — до которых тут гораздо ближе, чем до Москвы. Музей и парк спродюсировали создание сайт-специфичных объектов. Это павильон Ирины Кориной, скульптуры Александра Повзнера и Ивана Плюща, а также спектакль-перформанс «Сон Татьяны» театра «Пух и прах» и саунд-проект Петра Айду «Услышать Тужи».

Участники саунд-лаборатории «Услышать Тужи» собирали звуки по всей округе. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Участники саунд-лаборатории «Услышать Тужи» собирали звуки по всей округе.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Накренившийся «Павильон растерянности» Ирины Кориной, который стоит на возвышении у речки Хилок, по словам художницы, родственник домику из тюля, который она представила на «Архстоянии» совсем недавно. «Мне хотелось, чтобы было понятно, что он в таком виде создан, лишен своих привычных свойств — он не защищает ни от дождя, ни от ветра, не дает укрытия. Для стен использован камуфляжный материал для охотников. Дом, наверно, пытается спрятаться или вписаться в окружающую среду». Кроме того, павильон отчасти оммаж нонконформисту Владимиру Яковлеву, его непосредственному лиризму и искаженной перспективе. Когда поднимается ветер, ткань развевается и громко гудит, и домик вовсе лишается стен.

Ирина Корина. «Павильон растерянности». 2023. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Ирина Корина. «Павильон растерянности». 2023.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Художник Иван Плющ для фестиваля «Тужи Арт» развил тему способа вписаться в окружающую среду иначе. Его «Глашатаи», головы с микрофонами в руках характерных для художника стекающих форм, мало того что зеркальные — еще и укреплены как флюгеры, и под ветром они непрерывно разворачиваются туда-сюда.

Немного глубже в лес, также на берегу реки, среди деревьев стоят «Идолы» Александра Повзнера. Это два огромных истукана в форме кулера для воды, отлитые из бетона. Перевернутые бутыли обретают сходство со статуями с острова Пасхи — как брутальностью черт (с нависающими надбровьями и длинным носом ручки), так и весом (в одном 1,3, в другом 2,5 т).

Александр Повзнер. Скульптура «Идолы». 2023. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Александр Повзнер. Скульптура «Идолы». 2023.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

В два дня фестиваля трижды сыграли иммерсивный спектакль «Сон Татьяны», поставленный сценографом и режиссером Этелью Иошпой и Анастасией Смирницкой, актрисой и режиссером. Этот же спектакль театр «Пух и прах» играл на недавнем «Архстоянии», но перемена места — подмосковного леса на забайкальский — радикально его преобразила. Сюжет основан на пушкинских строках из главы V «Евгения Онегина» — той самой, где героине во сне видятся чудовища («…Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот»). Всех этих персонажей зрители встретили рассевшимися за столом, а потом, повинуясь им, направились за предсказаниями. В укромных уголках леса их повстречали Арина Родионовна, гадавшая желающим по томику «Евгения Онегина», очаровательный медведь-ловелас и сам Пушкин. Который в финальной трагической сцене погиб, выматывая из живота алые ленты, и на ангельских крыльях унесся на небо.

Персонажи спектакля Сон Татьяны - это «чудища» из V главы романа «Евгений Онегин». Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Персонажи спектакля Сон Татьяны - это «чудища» из V главы романа «Евгений Онегин».
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Совсем иным, медитативным и требующим погружения внутрь себя, стал саунд-арт-проект, созданный по следам лаборатории под кураторством композитора и пианиста, звукового художника Петра Айду. На основе опен-колла было отобрано полтора десятка человек, от подростков до взрослых профессионалов, которые собирали звуки окрестных мест. Потом из них составили двухчасовое полотно «Услышать Тужи», которое включало и шум ветра, и жужжание насекомых, и крики ночных птиц, и рассказы местных жителей. Под восьмиканальное аудио выделили уже существовавший в парке павильон-юрту. «Юрта, это удивительное древнее жилище, оказалась очень подходящей для такого современного вида искусства», — рассказал Петр Айду. А когда его спросили о том, какой звук самый характерный для Тужи, ответил: тишина.

Саунд-проект Петра Айду «Услышать Тужи» наполнил юрту звуками природы и человеческой жизни. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Саунд-проект Петра Айду «Услышать Тужи» наполнил юрту звуками природы и человеческой жизни.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

За два дня ленд-арт-парк посетило несколько тысяч человек, а потом вновь настало безмолвие. Но организаторы фестиваля «Тужи Арт» надеются, что он станет регулярным и будет проходить снова и снова.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
5
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
Вкус хороший, картины расположены удачно
Частное собрание Антона Козлова, отбором самых показательных вещей из которого для выставки в Мультимедиа Арт Музее, Москва занималась Ольга Свиблова, показывает историю развития послевоенной абстракции и московского концептуализма
10.03.2025
Вкус хороший, картины расположены удачно
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+