18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Эрмитаже наступила эпоха рыцарства длиною в полтысячелетия

Доспех. Фрагмент. 1585‒1590. Германия, Аугсбург. Мастер Антон Пеффенгаузер. Фото: Государственный Эрмитаж
Доспех. Фрагмент. 1585‒1590. Германия, Аугсбург. Мастер Антон Пеффенгаузер.
Фото: Государственный Эрмитаж
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Без малого 400 экспонатов, созданных в XII–XIX веках и выставленных сейчас в Николаевском зале Зимнего дворца, рассказывают о культуре и искусстве Средневековья и о том, какое влияние они оказывали на потомков

Государственный Эрмитаж открыл новую версию проекта, который был представлен в 2021 году в центре «Эрмитаж-Амстердам». «Нашей задачей было показать высокое искусство Средних веков с его благородной культурой, оказавшей сильное влияние на искусство XIX века», — поясняет один из кураторов выставки Юрий Ефимов.

В Николаевском зале Зимнего дворца собрано почти 400 произведений искусства из Эрмитажа, созданных в XII–XIX веках на европейских просторах от Лиможа до села Данилково. Единственный гость на выставке — картина Ораса Верне «Царскосельская карусель» из Государственного музея-заповедника «Царское Село». Это важное мемориальное произведение: Николай I, который ввел в России моду на средневековое искусство, показан на нем в рыцарских доспехах начала XVI века. Царь надел их на турнир, который проводился в 1842 году. Николай жаловался на то, что уставал от многодневных репетиций больше, чем от десятичасовых военных маневров. Турнир произвел сильное впечатление на современников. Сами доспехи показаны рядом — действительно, вещь красивая, но весьма тяжелая.

Доспех максимилиановский. Первая четверть XVI в. Германия, Нюренберг.  Фото: Государственный Эрмитаж
Доспех максимилиановский. Первая четверть XVI в. Германия, Нюренберг.
Фото: Государственный Эрмитаж

Первым российским рыцарем был великий магистр Мальтийского ордена император Павел I, поэтому выставка начинается с его меморий. Роскошный трон с белым мальтийским крестом на спинке создан по рисунку архитектора Джакомо Кваренги для Мальтийской капеллы в Петербурге. По соседству с эскизами интерьеров капеллы показан белый жилет с мальтийским крестом, который по распоряжению Павла был добавлен к военному мундиру одного из корпусов русской армии.

Идейный центр проекта — три шедевра прикладного искусства, специально перенесенные на выставку из Особой кладовой Эрмитажа.

Знаменитый Фрайбургский крест — этот реликварий был создан в конце XIII века немецкими мастерами и поражает знатоков совершенством искусства выколотки из золота (фигура Христа) и позолоченного серебра (фигуры Богоматери, Иоанна Богослова и все остальные); кроме того, он украшен камеями и драгоценными камнями. Крест поступил в Эрмитаж после того, как Александр III приобрел коллекцию русского парижанина Александра Базилевского. Царь был равнодушен к Средневековью, но заботился о приращении культурных ценностей.

Процессионный крест святого Трудперта (Фрайбургский крест). Фрагмент. Последняя четверть XIII в. Верхний Рейн, Страсбург. Фото: Государственный Эрмитаж
Процессионный крест святого Трудперта (Фрайбургский крест). Фрагмент. Последняя четверть XIII в. Верхний Рейн, Страсбург.
Фото: Государственный Эрмитаж

Не уступает кресту в известности так называемый реликварий в виде фигуры дьякона, созданный в конце XII века. Он изображает святого Стефана (Этьена), которого язычники побили камнями; мощи хранились в книге, что находится в руках святого.

Монстранц (реликварий, предназначенный для демонстрации верующим во время службы) в виде готического храма изготовил в 1474 году мастер Ганс Рисенберг в Эстонии. Как рассказала сокуратор выставки Екатерина Некрасова-Щедринская, история создания этого предмета хорошо прослеживается по архивным документам: был применен метод краудфандинга, прихожане с трудом набрали требуемую сумму, а потом началась Реформация и изысканное серебряное изделие перестали использовать в церковных службах; в начале XVIII века местные власти подарили монстранц Петру I — так он попал в Кунсткамеру.

Вокруг «золотого трио» помещены образцы разнообразной культуры Средневековья. Арматуры из старинных рыцарских доспехов: алебарды, ронсоны, глефы и другие виды древкового оружия — своими абрисами перекликаются с иллюстрациями манускрипта «Роман о Розе» — аллегорического куртуазного романа в стихах поэтов XIII века Гийома де Лорриса и Жана де Мёна. Эрмитажная книга относится к XV столетию.

Василий Верещагин. «Комната в доме А. П. Базилевского в Париже». 1870. Фото: Государственный Эрмитаж
Василий Верещагин. «Комната в доме А. П. Базилевского в Париже». 1870.
Фото: Государственный Эрмитаж

Подлинные доспехи того же времени стали основой реконструкции «Посвящение в рыцари». Она сооружена по мотивам рисунка художника Алоизия Рокштуля 1860-х годов, сделанного в царскосельском Арсенале, где демонстрировалась подобная сцена. Рядом замечательно смотрится ларец, украшенный резьбой по слоновой кости с изображениями сцен из романа «Тристан и Изольда».

Другая инсталляция, изображающая состязание двух конных рыцарей, дополнена щитом от арбалетных стрел — павезой, образцами шлемов разных веков — как боевых, так и турнирных, то есть, говоря современным языком, спортивных.

Мостом из Средневековья в XIX век служит коллекция лиможских «пискид» — коробочек для украшений. Как пояснила Екатерина Некрасова-Щедринская, они принадлежали великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I, знавшей толк в лиможских эмалях.

Впрочем, культура Средневековья проникла не только в царские резиденции XIX века, но и в самую гущу русского народа. Тому доказательство — поднос из папье-маше, созданный в 1840-е годы на фабрике Петра и Александра Лукутиных. Два смешных рыцаря, больше похожих на мушкетеров Дюма, пристально смотрят в стрельчатое окно скромного замка с башенкой. Не иначе, в нем должна появиться Изольда 

Государственный Эрмитаж
«Цари и рыцари. Роман со Cредневековьем»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+