18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выставка «Клин Новикова»: трудный путь к зрителю

Георгий Гурьянов. «Автопортрет». 1993. Фото: Государственный Русский музей
Георгий Гурьянов. «Автопортрет». 1993.
Фото: Государственный Русский музей
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Экспозиция в Русском музее ознаменовалась скандалом еще до открытия: ее пришлось переделывать. После «исправления ошибок» десять самых откровенных экспонатов убрали, но, по словам кураторов, «концепция не изменилась»

Приуроченная к 65-летию со дня рождения и 20-летию со дня смерти идеолога петербургского нео­академизма Тимура Новикова (1958–2002), выставка представляет историю формирования Новой академии изящных искусств (НАИИ) и ее место в общем художественном процессе Петербурга 1990-х годов.

Более 70 произведений 23 художников Новой академии в разных техниках — живопись, скульптура, графика, коллаж, видео-арт, компьютерная графика, фотография, костюмы к театрализованным постановкам и фильмам — представлено в шести залах Михайловского замка. Значительная часть работ попала на выставку из собраний ­НАИИ и коллекционеров.

Выставка «Клин Новикова. Новая академия изящных искусств» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Клин Новикова. Новая академия изящных искусств» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Тимур Новиков — одна из самых ярких фигур ленинградского андерграунда второй половины 1970-х годов, лидер художественного процесса Петербурга 1990-х. В 1982 году он создал свою первую творческую группу — «Новые художники», в 1985-м — Новую академию всяческих (всеческих) искусств, позже переименованную в Новую академию изящных искусств. Новиков делал коллажи, писал музыку, общался с Джоном Кейджем, Робертом Раушенбергом, Энди Уорхолом, сотрудничал с «Популярной механикой» Сергея Курехина, оформлял концерты группы «Кино», снимал кино, изобретал музыкальные инструменты. В конце 1980-х провозгласил курс на классику и академизм и создал «неоакадемическое» направление в петербургском искусстве. Впервые работы Новикова появились на выставке в Государственном Русском музее в 1990 году. Последняя выставка с его участием — «Удар кисти» — состоялась в 2010 году, уже после смерти художника.

Первоначально открытие выставки «Клин Новикова» было запланировано на середину июля, однако этого не случилось. Официальная позиция руководства музея была: «Открытие выставки „Клин Новикова. Новая академия изящных искусств“ отложено в связи с многочисленными нарушениями установленных регламентов и процедур подготовки выставки». Среди перечисленных нарушений — отсутствие витрин для костюмов и несоблюдение регламента на экспонирование предметов из музея («При наличии 43 работ Тимура Новикова в собрании Русского музея на выставке предполагалось экспонирование всего двух произведений, что не соответствует обязательствам по выполнению государственного задания, которое Министерство культуры РФ как учредитель доводит до каждого из музеев»). Устранять перечисленные нарушения поручили Александру Боровскому, заведующему отделом новейших течений ГРМ. Через неделю, 26 июля, выставка открылась.

Выставка «Клин Новикова. Новая академия изящных искусств» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Клин Новикова. Новая академия изящных искусств» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Как рассказала нашему изданию Екатерина Андреева, куратор выставки, экспозиция представляет творчество Тимура Новикова и художников Новой академии. Первый зал посвящен ранней неоакадемической живописи, затем — античные мотивы, видео, ранние компьютерные фотографии, первые гуммиарабики и другие технические эксперименты. За ними два персональных зала — зал Владислава Мамышева-Монро и зал Константина Гончарова с костюмами и иллюстрациями к «Золотому ослу» Апулея и экспериментальными фотографиями Дениса Егельского и Юлии Страусовой. В финале — последние работы Новикова и движения «Новые серьезные». Например, живопись Георгия Гурьянова, чью выставку именно в этих залах уже ослепший после болезни Тимур Новиков сделал в 1999 году.

После «исправления ошибок» экспозиция сократилась на десять предметов: из нее убрали работы с откровенно сексуальными изображениями, в костюме Луция, главного героя «Золотого осла», прикрыли бутафорский половой орган. Работ Новикова стало больше, но число представленных из коллекции музея по-прежнему скромное: среди почти 70 экспонатов всего полтора десятка из собрания ГРМ.

«Концепция не изменилась по сути, — считает Екатерина Андреева. — Достоинство и красота сохранились, а радость — не очень, к сожалению».  

Государственный Русский музей
«Клин Новикова. Новая академия изящных искусств»
До 25 сентября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+