18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Украденного ван Гога вернули в музей в сумке IKEA

Голландский арт-детектив Артур Бранд с картиной ван Гога «Пасторский сад в Нюэнене весной» (1884). 11 сентября 2023 г. Фото: Arthur Brand, Amsterdam
Голландский арт-детектив Артур Бранд с картиной ван Гога «Пасторский сад в Нюэнене весной» (1884). 11 сентября 2023 г.
Фото: Arthur Brand, Amsterdam

Возвращению картины, которая была украдена в 2020 году из закрытого во время пандемии музея, содействовал арт-детектив

Андреас Блюм, директор Гронингенского музея, обедал в амстердамском кафе, когда раздался телефонный звонок. Это был арт-детектив Артур Бранд с, казалось бы, обыденным сообщением: «Вы можете прийти».

Пульс Блюма участился, так как далее последовала долгожданная новость о возвращении гронингенской картины Винсента ван Гога «Пасторский сад в Нюэнене весной» (1884), которая временно экспонировалась в городе Ларен и 30 марта 2020 года была украдена из закрывшегося на карантин музея Сингер Ларен.

В апреле 2021 года нидерландская полиция арестовала Нильса М., позже приговоренного к восьми годам тюремного заключения за кражу ван Гога, а также картины Франса Халса. «Два смеющихся мальчика с кружкой пива» (около 1626) Халса были украдены из Музея хофье ван Мевроу ван Арден в Лердаме 26 августа 2020 года, через пять месяцев после исчезновения работы ван Гога.

Вор в музее Сингер Ларен, зафиксированный камерой видеонаблюдения. 30 марта 2020 г. Фото: Singer Laren
Вор в музее Сингер Ларен, зафиксированный камерой видеонаблюдения. 30 марта 2020 г.
Фото: Singer Laren

В начале сентября нынешнего года Артур Бранд, весьма успешный специалист по розыску произведений искусства, уже давно шедший по следу, пригласил Андреаса Блюма приехать в Амстердам. В условленный день директор музея сидел в кафе в ожидании звонка от детектива, у которого была назначена встреча с посредником, хранившим у себя украденное полотно. После его ухода Бранд, прежде чем сделать звонок, быстро осмотрел холст, чтобы убедиться в том, что это именно ван Гог. Через несколько минут пришел директор Гронингенского музея. Он взял картину в руки, перевернул ее, чтобы осмотреть оборотную сторону, и с облегчением выдохнул: «Да, вот и все».

Андреас Блюм, директор Гронингенского музея. Фото: Ewoud Rooks/Groninger Museum
Андреас Блюм, директор Гронингенского музея.
Фото: Ewoud Rooks/Groninger Museum

Блюм в 1993–2005 годах работал в Музее ван Гога, поэтому хорошо знает творчество художника, и характерные выставочные этикетки были на месте. В квартире Бранда лежала большая синяя сумка IKEA, в которой картину передали, а также подушка, которой неумело попытались защитить хрупкое произведение искусства.

Поиски арт-детектива были организованы совместно с отделом по борьбе с преступлениями в сфере искусства полиции Нидерландов. Предполагается, что полицейские находились в квартире Бранда и вокруг, когда посредник подошел к его порогу. Однако источник в полиции утверждает, что они его не опознали и не разговаривали с ним.

Винсент ван Гог. «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884. Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum
Винсент ван Гог. «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884.
Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum

Бранд рассказал The Art Newspaper, что, насколько ему известно, никакого вознаграждения выплачено не было. Он говорит, что «понятия не имеет», где был ван Гог; его задача заключалась в том, чтобы побудить посредника вернуть полотно. Вероятно, это было сделано по нескольким причинам: от хранения картины было мало толку, человек сожалел, что ее забрали из публичной коллекции, и он, вероятно, испытывал не самые добрые чувства по отношению к вору. Посредник спросил, куда следует доставить картину, на что Бранд ответил, что лучше всего принести ее к нему домой.

Подтвердив подлинность произведения, Блюм позвонил руководителю отдела реставрации Музея ван Гога и сказал, что скоро доставит холст для оценки его состояния. Осмотр показал, что на картине имеются трещины. Все можно поправить, хотя одну трещину по центру внизу (чуть ниже фигуры женщины) придется заретушировать, чтобы замаскировать повреждения. Но, учитывая все обстоятельства, работа сохранилась на удивление хорошо.

Винсент ван Гог.  «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884. Фрагмент. Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum
Винсент ван Гог. «Пасторский сад в Нюэнене весной». Март 1884. Фрагмент.
Фото: Marten de Leeuw/Groninger Museum

Картина была застрахована на €2,5 млн, которые страховая компания выплатила Гронингенскому музею в прошлом году. Таким образом, теперь она принадлежит страховщикам. Музей имеет право выкупить ван Гога за эту сумму, что он и сделает. Вероятно, это произойдет осенью, после того как будут улажены все формальности и согласованы договоренности об оплате. После реставрации «Пасторский сад в Нюэнене весной» снова будет выставлен на публичное обозрение. Украденный Халс до сих пор не найден.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+