18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дюрер и Кранах: выставка в Твери предлагает сопоставить работы двух великих мастеров

Лукас Кранах Младший. «Портрет Иогана Фридриха Великодушного». Фото: Тверская картинная галерея
Лукас Кранах Младший. «Портрет Иогана Фридриха Великодушного».
Фото: Тверская картинная галерея

В Тверской картинной галерее открылась выставка «Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения». Это уже седьмая по счету экспозиция в рамках программы «Большое искусство — Большой России», показывающая шедевры из частных коллекций

Выставка в Тверской картинной галерее сделана Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке правительства и министерства культуры Тверской области в рамках программы «Большое искусство — Большой России». С 2013 года благодаря этой инициативе состоялись художественные выставки в Твери, Плёсе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге и Арзамасе.

Проект призван показать, что, хотя выставочные связи с европейскими и американскими музеями приостановлены, запасов первоклассных произведений, хранящихся в частных коллекциях, хватит на десятки экспозиций.

Альбрехт Дюрер. «Обручение Марии». 1504.  Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии». Фото: Тверская картинная галерея
Альбрехт Дюрер. «Обручение Марии». 1504. Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии».
Фото: Тверская картинная галерея

Выставка состоит в основном из работ из частных московских собраний. Альбрехт Дюрер превосходит количеством и главенствует в графике — по периметру зала расположены циклы «Жизнь Марии» и «Гравированные Страсти» (1508–1512), который иногда называют «Страсти на меди» (коллекция Андриана Мельникова). Над первым циклом Дюрер работал девять лет (1502–1511) и именно в нем вывел гравюру на дереве, считавшуюся чем-то примитивным и народным, на высокий уровень. Он уделяет большое внимание архитектурным элементам фона и почти в каждой работе использует систему прямой перспективы, которую, как предполагается, перенял во время своего путешествия в Италию. Серия «Жизнь Марии» является одним из самых известных творений Дюрера, которое многократно копировали. Для выставки эти оттиски предоставила галерея Андрея Дзамашвили.

Альбрехт Дюрер. «Посещение Марией Елизаветы». 1503–1504. Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии». Фото: Тверская картинная галерея
Альбрехт Дюрер. «Посещение Марией Елизаветы». 1503–1504. Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии».
Фото: Тверская картинная галерея

Графическому Дюреру семья Кранахов на выставке противостоит двумя живописными работами: «Неравная пара» (не ранее 1525) Лукаса Кранаха Старшего (собрание галереи «На Патриарших») и портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонии (1547), кисти Лукаса Кранаха Младшего, который является одним из нескольких сохранившихся прижизненных портретов курфюрста. Работа создана в последний год правления Иоганна Фридриха, после этого правитель был низложен императором Карлом V и провел пять лет в плену. Обе картины в разные годы экспонировались в ГМИИ имени А.С.Пушкина и в Эрмитаже. «Курфюрст Саксонии» принадлежит Михаилу Перченко — обладателю одной из самых крупных коллекций старых мастеров в России.

Лукас Кранах Старший. «Неравная пара». Не ранее 1525. Фото: Тверская картинная галерея
Лукас Кранах Старший. «Неравная пара». Не ранее 1525.
Фото: Тверская картинная галерея

Можно ли сравнивать двух гениев Северного Возрождения? Лукас Кранах — отец большого семейства, основатель мастерской, которая заполонила своими утонченными злотокудрыми венерами весь европейский рынок, и Альбрехт Дюрер — фактически одиночка. Дюрер не оставил потомства и не имел мастерской, но ему и так активно подражали и подделывали, даже в Италии. Несмотря на название выставки, главный ее герой — все же Дюрер и его невероятное мастерство, ведь для резцовой гравюры недопустимо даже одно неверное движение. Любые погрешности штриховки из-за «дрожания резца» заставляли гравера начинать работу заново. Кстати, по словам куратора выставки Светланы Антоновой, «итальянские мастера не понимали, что такое законченный рисунок, они не считали его отдельным произведением, и Дюрер их в этом поразил».

Экспозиция дополнена гравюрами XVI–XIX веков с видами знаковых для обоих художников городов Нюрнберга, Веймара и Венеции и портретами саксонских курфюрстов Виттенберга, во время правления которых работали мастера. Есть тут и скульптурные изображения святых Георгия и Михаила, а также редкая шкатулка из Нидерландов «Времена года» с инкрустацией перламутром, датированная 1548 годом.

Тверская картинная галерея
«Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения»
До 29 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+