18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Коммунальное художественному не враг, а союзник

Музей истории и реконструкции Москвы. Строение № 3. Конец 1940-х - начало 1950-х. Фото: Музей Москвы
Музей истории и реконструкции Москвы. Строение № 3. Конец 1940-х - начало 1950-х.
Фото: Музей Москвы
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Вышел из печати альбом, посвященный истории и коллекции Музея Москвы, своего рода летопись институции, в разных форматах существующей с конца XIX века. Как и сам город, музей не сразу строился, и в книге очень наглядно представлен этот долгий процесс

Как ни странно, начало будущему Музею Москвы было положено в Нижнем Новгороде. Хотя почему странно? В 1890 году старинная Нижегородская ярмарка получила новый импульс к развитию, здесь происходили процессы, влиявшие на всю страну. В 1896-м в городе состоялась Всероссийская промышленная и художественная выставка, поразившая гостей размахом и многогранностью. Одно из центральных мест на территории под открытым небом занимал павильон Москвы, спроектированный архитектором Дмитрием Суховым в модном тогда неорусском стиле. Когда форум близился к завершению, в московской городской управе пришли к выводу, что экспозиция слишком уж хороша, чтобы кануть в небытие. И появилось постановление: все содержимое павильона перевезти в Первопрестольную, разместив «в целом ряде комнат восточной Крестовской городской водонапорной башни».

Крестовские водонапорные башни. Вид с юга.  Москва, начало 1890-х. Фото: Музей Москвы
Крестовские водонапорные башни. Вид с юга. Москва, начало 1890-х.
Фото: Музей Москвы

Таким образом, музей этот ведет свое летоисчисление с декабря 1896 года. Дата зафиксирована и в названии только что изданной книги — «Музей Москвы. История и коллекция. 1896–2021». Нетрудно подсчитать, что 125-летие институции отмечалось как раз в конце 2021-го, но подготовка увесистого тома к печати заняла, похоже, больше времени, чем планировалось. В итоге издание охватило огромные пласты материала, в том числе визуального. Во вступительном слове директор музея Анна Трапкова отмечает, что его история и коллекция столь подробно задокументированы впервые.

«Музей Москвы. История и коллекция. 1896–202» / Ред.-сост. Н. Ю. Катонова, К. В. Лапина / Музей Москвы. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2022. 712 с., ил.
«Музей Москвы. История и коллекция. 1896–202» / Ред.-сост. Н. Ю. Катонова, К. В. Лапина / Музей Москвы. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2022. 712 с., ил.

В конце XIX века подразумевалось, что новообразованный музей будет посвящен достижениям городского хозяйства, хотя по факту он буквально сразу взял на себя еще и краеведческие, и археологические, и отчасти художественные функции. Но, между прочим, артефакты из сферы промышленности, коммунального и транспортного хозяйства до сих пор составляют заметную часть музейных фондов. А в совокупности они насчитывают свыше 760 тыс. предметов. Не все, конечно, но наиболее значимые или любопытные экспонаты описаны и воспроизведены в книге в разделе «Коллекция музея». Только он один занимает больше полутысячи страниц.

И до, и после революции музей не раз менял адреса. В частности, почти десять лет базировался в Сухаревой башне, вплоть до ее сноса в 1934 году. Менялось и название учреждения: в отчетах фигурировал то Московский коммунальный музей, то Музей истории и реконструкции Москвы. Обо всем этом подробно рассказано в историческом обзоре Натальи Катоновой и Маргариты Лялинской. А нынешний вариант — Музей Москвы — явно отсылает к мировой практике: музей большого города как целостного организма со всеми аспектами его прошлого можно найти и в Лондоне, и в Риме, и в Нью-Йорке, и в Токио.

Аркадий Шайхет. Сухарева башня. Москва, 1925. Фото: Музей Москвы
Аркадий Шайхет. Сухарева башня. Москва, 1925.
Фото: Музей Москвы

Московская специфика, впрочем, все равно остается — хотя бы в том, каким именно образом пополнялась коллекция музея. Например, в 2005 году столичный Департамент имущества одним щедрым жестом передал сюда 360 произведений изобразительного искусства, прежде украшавших интерьеры гостиницы «Москва» (среди авторов — Иван Айвазовский, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Лев Лагорио и другие живописцы). Не самая типичная ситуация для комплектования городского музея в любой другой стране.

Но начинается отсчет коллекций все же с археологии. Правда, первые полвека своей истории музей обходился без археологической экспозиции, однако артефакты постепенно накапливались, и в 1948 году здесь появился научный отдел «Археология». Его сотрудники в числе прочего вели наблюдения в ходе строительных и земляных работ в столице. А еще проводили собственные раскопки и участвовали в сов­местных с другими организациями, в том числе в Подмосковье. Кульминацией этой работы стало открытие в 1997 году на Манежной площади (вернее, под ней) Музея археологии Москвы, одного из филиалов институции. Разумеется, отдельные «ископаемые» предметы — от наконечников доисторических стрел до изразцов XVIII века — представлены в альбоме.

Музей истории и реконструкции Москвы.  Конец 1940-х - начало 1950-х. Фото: Музей Москвы
Музей истории и реконструкции Москвы. Конец 1940-х - начало 1950-х.
Фото: Музей Москвы

Хотя куда более внушительным по размеру (и более зрелищным — в силу функциональной опознаваемости предметов, но непривычности их облика) получился раздел «Вещевой фонд». Материальная культура двух последних столетий — разве что за вычетом совсем уж недавнего времени — предстает тут во всем блеске и многообразии. Причем культура эта преимущественно не дворцовая, а всесословная, — ну или всенародная, если говорить о советском периоде.

Характерно, что группируются экспонаты совсем не так, как, скажем, в недавнем каталоге выставки Музея дизайна — не по стилям и историческим трендам, а, скорее, по материалам: дерево, металл, текстиль, стекло, фарфор. Исключением стала рубрика «Предметы быта», где чего только нет: хоть щетка для чистки шляп, произведенная акционерным обществом «Жак», хоть перестроечного времени электронная игра «Космический мост»! «Главным источником пополнения собрания были дары горожан, приносивших в музей личные вещи своих бабушек и дедушек», — сказано в предисловии к этому разделу. Добавим, что еще в 1963 году музей начал практиковать историко-бытовые экспедиции по сбору домашней утвари и личных архивов.

Провиантские склады. Фото: Софья Багдасарова
Провиантские склады.
Фото: Софья Багдасарова

Среди предъявленных читателю фондов отметим еще изобразительные материалы. В них тоже проявляется особенность институции: помимо тех экспонатов, которые собираются городскими музеями всегда и везде (планы, карты, афиши, плакаты, открытки), у Музея Москвы есть весьма представительная коллекция живописи, графики и скульптуры. Выше упоминалось про наследие из гостиницы «Москва», но им дело нисколько не исчерпывается. По своему составу эти фонды тянут на полноценный художественный музей, хотя и с тематической городской спецификой. Не все знают, кстати, что Музей Москвы собирает еще и коллекцию современного искусства. Поэтому не вздрагивайте, встретив на страницах альбома работы Александра Виноградова с Владимиром Дубосарским, Семена Файбисовича и Покрас Лампаса. Ошибки нет: так и было задумано. 

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+