18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Уорхол и все-все-все в Москве

Павел Пепперштейн. «Энди». 2021. Фрагмент. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Павел Пепперштейн. «Энди». 2021. Фрагмент.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

60 произведений Энди Уорхола и 50 работ современных российских художников показывают на выставке «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности

В искусстве XX века трудно найти фигуру более противоречивую, чем Энди Уорхол. Он был человеком максимально прагматичным («Зарабатывать деньги — это искусство, а удачный бизнес — лучшее искусство»). Себя Уорхол уподоблял не тонко чувствующему индивидууму, каким, кажется, и должен быть «настоящий художник» (так принято считать со времен романтиков XIX века), но машине. Самую сильную привязанность он, по его словам, испытывал к своему диктофону. Уорхол возвел тщеславие в культ: кто не слышал о «15 минутах славы», необходимых каждому жителю планеты! В близком кругу его в шутку называли Дреллой — микс из Дракулы и Золушки (Cinderella). В наши дни его бы точно осудили за абьюз. Взять хотя бы отношения с хрупкой красавицей Эди Седжвик (1943–1971), которую художник вначале очаровал, а потом оттолкнул, позволил запутаться в связях и наркотиках и умереть от передозировки в 28 лет.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

При этом Уорхол продолжает вдохновлять творцов во всем мире, и Россия не исключение. Еврейский музей показывает выставку «Уорхол и русские художники», которую два года назад обкатал в Санкт-Петербурге в культурном центре «Севкабель порт». То, что на этот раз в названии выставки на гордом первом месте фигурирует «Тинькофф», конечно, нескромно, но так в духе Уорхола! Зрители увидят оригинальные произведения короля поп-арта: шелкографии «Суп Campbell’s», «Мэрилин Монро», «Мао Цзэдун», «Лиз Тейлор», «Знак доллара», «Двойной Элвис», «Цветы» и другие работы.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Куратор Яна Звенигородская и архитектор Анна Румянцева постарались и составом участником, и отбором работ, и нескучным дизайном выставочного пространства подчеркнуть состояние дуракаваляния, нарочитого беззаботного разговора, в том числе о серьезных вещах. И еще они проследили поразительные параллели между послевоенным американским поп-артом и русским искусством последних 70 лет.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Выставка разделена на блоки с условными темами («Тусовка», «Я — бренд», «Шопинг», «Среда обитания», «Деньги», «Слава» и прочие). В заочный диалог-полемику с Уорхолом вступили известнейшие отечественные художники Константин Звездочетов, Виталий Комар и Александр Меламид, Владислав Мамышев-Монро, Дмитрий Пригов, Оскар Рабин, Михаил Рогинский, Авдей Тер-Оганьян и многие другие.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Шелкографии Уорхола «Мэрилин» экспонируются в паре с одноименными фотопортретами Мамышева-Монро в образе той самой американской кинодивы. Каждый по-своему, эти два художника препарировали мир знаменитостей.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Олег Семёновых продолжил уорхоловскую апологетику денег. Если американский художник делал из купюр своего рода орнамент, то его русский коллега своими волосами выложил на холсте слово «деньги». Как сообщает пресс-релиз, Семёновых «иронизирует по поводу „денежного волшебства“»: волосы он состриг в день, который, согласно лунному календарю, был наиболее благоприятным для приманивания денег.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Одна из последних по времени работ, созданных специально для нынешней выставки, — «Вкусно и точка» (2022) Виктора Пономаренко: изображения ассортимента «Макдоналдс» (типичная упаковка картофеля фри, бургер и стакан с колой), но без узнаваемых логотипов, просто белые картонки. Как известно, известнейшая сеть закусочных в 2022 году покинула Россию, ее место занял отечественный производитель. И вдруг оказалось, что даже «малозаметные вещи наподобие упаковки» тоже могут быть яркими свидетелями эпохи.

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Если для Уорхола символом его детства была жестяная банка супа Campbell’s, которую он прославил на весь мир серией шелкографий, то для рожденных в СССР таким фетишем была банка сгущенки — ее изобразил в работе 2010 года Дмитрий Шорин.

Уорхол был сфокусирован на повседневной жизни, на мире простых вещей. Действительно, что может быть банальнее «портрета» бутылки кока-колы! Тот же подход (увлеченность бытом) демонстрируют и русские художники — от Михаила Рогинского («Пальто» 1991 года) до Нади Лихогруд (скульптурная группа «Курьеры» 2021 года).

Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музеей и центр толерантности
Выставка «Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музеей и центр толерантности

Выставка в Еврейском музее адресована широчайшему кругу зрителей: кого-то она развеселит, а другие горько улыбнутся.

Еврейский музей и центр толерантности
«Тинькофф Город: Энди Уорхол и русское искусство»
До 18 февраля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+