18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Художники приглашают за стол: арт-проект в Суздале

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок».
Фото: Ольга Сморжанюк

В Суздале открылся арт-проект «Застолье», в котором участвуют Катя Бочавар, Андрей Бартенев и Соня Уткина. Как говорят организаторы, это творческий манифест компании «Дымов керамика», активно сотрудничающей с современными художниками

Три выставки-инсталляции в трех разных местах в Суздале под общим названием «Застолье» приурочены к 20-летию компании «Дымов керамика», базирующейся в этом знаменитом древнем городе, который готовится встретить в следующем году свое 1000-летие. Как рассказывает учредитель компании Евгения Дымова, «все эти годы мы активно привлекали к сотрудничеству художников и выпускали отдельные коллекции керамики. Это десятки имен — от молодых до именитых художников. Они несут заряд творческой энергии — мы даем им возможность реализовать самые безумные идеи. Такая синергия очень полезна обеим сторонам».

Среди художников, вовлеченных в керамическое производство, встречаются известные имена, олицетворяющие самые разные стили, — от стрит-артиста Миши Most до перформансистки Ульяны Подкорытовой, от Романа Манихина до Дюди Сарабьянова. В пространстве на мануфактуре, то есть фабрике, где проводятся гончарные мастер-классы для всех желающих, висят картины Марины Колдобской — она тоже работала тут.

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба».
Фото: Ольга Сморжанюк

В этом же здании расположен прозрачный стеклянный кабинет, где можно видеть часть проекта «Застолье» — инсталляцию «Верба» Андрея Бартенева. Эксцентричный художник, чье творчество как нельзя лучше иллюстрирует идею синтеза искусств, стал настоящим талисманом компании, создав керамического «плюшевого» медведя — своеобразный ответ «дутым» собачкам Джеффа Кунса. Целая коллекция этих черно-белых мишек, улыбающихся своими как будто вышитыми мордочками, восседает на черных постаментах на черном длинном столе в инсталляции. На тарелках и вазах, а также на ковре на полу повторяется орнаментальный мотив, который сам автор назвал «Вербой». И в самом деле, минимализм этого узора напоминает о черных ветках вербы на белом снегу.

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба».
Фото: Ольга Сморжанюк

Художница Соня Уткина, напротив, воспела лето в инсталляции «Городок», расположенной в магазине «Сельская жизнь» в Гостином Дворе. Это тоже большой стол, покрытый зеленой скатертью с рисунками, вдохновленными той самой сельской жизнью. По стилю рисунки и персонажи Сони Уткиной чем-то напоминают митьковских героев: в них та же доля легкой иронии и веселого любования. Статуэтки охотников и матерей с младенцами расставлены на скатерти вокруг прудов с утками.

Соня Уткина и ее инсталляция  «Городок». Фото: Ольга Сморжанюк
Соня Уткина и ее инсталляция «Городок».
Фото: Ольга Сморжанюк

«Это небольшой керамический город, чем-то похожий на Суздаль, где живут мои персонажи: ловят рыбу, ходят на рынок, дружат, ссорятся, — в общем, живут настоящей, полнокровной жизнью, — говорит художница. — Для своего стола я придумала огромные вазы-колокольни. Это был настоящий вызов — подобное реализовать в керамике. Вместе с талантливым керамистом Любовью Скользневой мы смогли сделать это».

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок».
Фото: Ольга Сморжанюк

Третья точка «Застолья» — комната Кати Бочавар, которая называется «Ополье», в Доме русского чаепития. Стол с лаконичными вазами и тарелками издали выглядит чуть ли не воплощением классицизма, но, конечно, это современная интерпретация классики. Как говорит Катя Бочавар, выступившая и куратором всего проекта «Застолье», «белый сервиз „Ополье“ — это суздальская архитектура, природа, люди, обычаи и сама я, влюбленная в это удивительное явление».

Катя Бочавар и ее инсталляция  «Ополье». Фото: Ольга Сморжанюк
Катя Бочавар и ее инсталляция «Ополье».
Фото: Ольга Сморжанюк

На самом деле тут мы имеем дело не с отдельной комнатой, а с большим дизайнерским проектом. Катя Бочавар год работала над оформлением этого нового пространства на старой (буквально Старой — таково ее название) улице Суздаля. Двухэтажный старинный дом был восстановлен Дымовыми из руин. Бочавар разработала не только дизайн посуды (это яркие чашки и блюдца, которые составляют как бы случайные пары по цвету, намекающие на разнокалиберность домашнего чаепития), но и обивку диванчиков, и нарядные пестрые рубахи официантов, и мозаики, и огромную кованую люстру, формой отсылающую к церковным паникадилам, ну и, наконец, пригласила сделать живописные панно «Времена года» художницу Дарью Закрытую, с чем она успешно справилась.

Арт-проект «Застолье» в Суздале. Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье» в Суздале.
Фото: Ольга Сморжанюк

Катя Бочавар говорит о своем понимании русского стиля: «Мне было интересно понять, что такое русское чаепитие. Цвет, который я выбрала для интерьера, — китайский красный. Это понятно: чай к нам пришел из Китая. Я смотрю на полосатые драпировки и вспоминаю Италию: как там вывешивают флаги во время праздников. Мы вспоминаем Византию. И Турцию, где мы так часто бываем. Русский вкус, и вообще русский человек, впитывает все, что ему нравится, и делает это русским. Но не будем забывать, что вокруг огромный мир и он продолжает нас удивлять».

Суздаль
Магазин и пространство «Сельская жизнь»
Мануфактура «Дымов керамика»
Дом русского чаепития
Арт-проект «Застолье»
До конца года

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+