18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сандуновские бани эволюционируют уже третье столетие

Интерьер получился, скорее, постмодернистским — с разноцветными кессонами на потолке, с классическими по пропорциям колоннами, чьи базы и капители обрели зеленый цвет. Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
Интерьер получился, скорее, постмодернистским — с разноцветными кессонами на потолке, с классическими по пропорциям колоннами, чьи базы и капители обрели зеленый цвет.
Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Завершилась реставрация двух исторических залов в здании близ Неглинной улицы, что стало очередным этапом эпопеи по приведению в порядок легендарного банного комплекса. Обновленный вход в высшие разряды, мужской и женский, поражает многоцветьем

Сандуновские бани были построены в Москве в начале XIX века актером императорского театра Силой Сандуновым (1756–1820). Государыня Екатерина Великая одарила его бриллиантами на свадьбу, и он, продав драгоценности, инвестировал деньги в недвижимость. Как писал Владимир Гиляровский, здесь был услужливый персонал, «раздевальные» комнаты с зеркалами и мягкими диванами, что способствовало невероятной популярности заведения. В 1890-е годы тогдашние владельцы, супруги Вера Фирсанова и Николай Ганецкий, расширили и модернизировали бани, превратив их в пышный эклектичный дворец. Авторами проекта выступили архитекторы Борис Фрейденберг и Сергей Калугин при участии Владимира Чагина.

Сегодня в доходном доме Фирсановой на первой линии Неглинной улицы располагается банк, а в зданиях в глубине квартала по-прежнему работают бани. У Сандунов, как их до сих пор именуют, есть несколько отделений (два высших мужских, одно высшее женское и другие) и несколько входов. Все эти помещения, одно за другим, постепенно реставрируются.

В 2017–2018 годах холл высшего мужского разряда привели в порядок реставраторы Александр Романов, Олег Обаль и их команда — компания «Реставраторъ». На счету этих опытных специалистов, выпускников Российской академии живописи, ваяния и зодчества — работы в Московском Кремле и в Успенском соборе на Городке в Звенигороде, объекты в Великом Новгороде, Пскове, Твери. С максимальной ответственностью «Реставраторъ» подошел и к Сандунам.

Яркость колоритов в декоре, использованных для многих стала сюрпризом. Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
Яркость колоритов в декоре, использованных для многих стала сюрпризом.
Фото: Департамента культурного наследия города Москвы

Начали с холла, выполненного в стиле историзм. Были расчищены и обработаны антигрибковыми препаратами стены, максимально бережно восстановлена и покрыта позолотой сложнейшая лепнина; в плафоне нашли и закрепили фрагменты альфрейной живописи. Вернули прежнюю красоту мраморным колоннам с прихотливыми капителями, сильно поновленным цементом в советское время.

«Реставраторъ» также воссоздал исторический вид кассы и кованые вывески на фасаде. Работа велась в течение восьми месяцев. Резные элементы декора изготавливались на месте, чтобы, как говорит Александр Романов, «не терять зрительную связь с оригиналом». Планировалось, что работы будут продолжены, но вскоре началась пандемия коронавируса, а в 2021-м Сандуны перешли к новому владельцу, и тот пригласил других исполнителей — зарегистрированную в 2019 году компанию ООО «РСК Артифекс». Уже через два месяца после регистрации она получила лицензию на «деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В сентябре 2023 года общественности был представлен обновленный вход в первый мужской и высший женский разряды. В отличие от предыдущего холла, этот выполнен в неоклассических формах, и основная сложность заключалась в правильном выборе цвета.

Резные элементы декора изготавливались на месте, чтобы «не терять зрительную связь с оригиналом». Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
Резные элементы декора изготавливались на месте, чтобы «не терять зрительную связь с оригиналом».
Фото: Департамента культурного наследия города Москвы

По словам архитектора Татьяны Борисовой, занимавшейся надзором за выполнением реставрационных работ, даже по черно-белым дореволюционным фотографиям было ясно, что первоначально интерьер имел насыщенный контрастный цвет, но за XX век колорит сильно посветлел. «Перила ведущей на второй этаж лестницы были темно-коричневыми, — поясняет она, — а стены — пастельно-зефирными, что создавало диссонанс». В результате, сняв 12 слоев краски, реставраторы обнаружили ярчайшие колера: охру, синий, зеленый, помпейский красный, брусничный, ультрамариновый. «Не надо забывать, — говорит Татьяна Борисова, — что и античная архитектура (а мы привыкли, что она белая) изначально была цветной, раскрашенной».

Интерьер получился, скорее, постмодернистским — с разноцветными кессонами на потолке, с классическими по пропорциям колоннами, чьи базы и капители обрели зеленый цвет. На одну из стен холла добавили изображение трех обнаженных граций якобы в духе Помпей и Геркуланума; еще четыре новодельные нимфы укрылись на стене мужского помывочного зала. «Это не реставрация, но приспособление, — говорит Татьяна Борисова. — И нимфы на охристом фоне хорошо встали. Они в интерьер вжились и не выглядят инородными».  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+