18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Реставраторы из Москвы и музейщики из Зарайска: связанные одной целью

Выставка «Зарайск: город и усадьбы» в выставочных залах Реставрационного центра им. И.Э.Грабаря. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря
Выставка «Зарайск: город и усадьбы» в выставочных залах Реставрационного центра им. И.Э.Грабаря.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Многолетнее сотрудничество Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря и Государственного музея заповедника «Зарайский кремль» отметили в столице выставкой под названием «Город и усадьбы»

В выставочных залах Реставрационного центра им. И.Э.Грабаря открылась выставка «Зарайск: город и усадьбы» (до 12 декабря), представляющая результаты длительной дружбы реставраторов и музея-заповедника «Зарайский кремль». Здесь около 70 экспонатов, среди них — портреты графа Дмитрия Толстого и князя Петра Голицына, миниатюрные изображения членов семьи художника-передвижника Николая Матвеева, шкатулки, веера, мебель, одежда XVIII века.

Как рассказал нашему изданию директор музея-заповедника Кирилл Кондратьев, на самом деле отреставрированных в ВХНРЦ им. Грабаря предметов гораздо больше. Совместная работа длится около четырех десятилетий, однако выставка в основном сосредоточена на том, что приводилось в порядок в течение последних десяти лет — с того времени, как в Зарайском кремле открылась новая постоянная экспозиция. «Когда мы ее монтировали, сразу оставляли в ней пустые места, зная, что сюда будут помещены предметы, которые либо уже находятся на реставрации, либо отправятся на нее», — объясняет Кирилл Кондратьев.

За десять лет было отреставрировано около 350 экспонатов — от археологических артефактов до мебельного гарнитура. В первые годы реставрация велась за счет субсидий правительства Московской области, теперь осуществляется на средства, заработанные самим музеем.

Выставка «Зарайск: город и усадьбы» в выставочных залах Реставрационного центра им. И.Э.Грабаря. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря
Выставка «Зарайск: город и усадьбы» в выставочных залах Реставрационного центра им. И.Э.Грабаря.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря

Для московской выставки постоянную экспозицию пришлось немного «пощипать». В числе важных произведений, которые в музее очень ждут обратно после гастролей, — экспонируемый в процессе реставрации мраморный бюст графа Михаила Виельгорского, известного композитора своего времени, автора романсов на слова Пушкина. Это изваяние должно стать одним из главных экспонатов выставки под рабочим названием «Он был поэт... Пушкин и Виельгорский», намеченной в музее на 2024 год.

Генеральный директор ВХНРЦ Дмитрий Сергеев подчеркивает, что поскольку «собрание музея отличается большим разнообразием памятников, то реставрационные работы ведутся по множеству направлений: почти все отделы центра вовлечены в сохранение зарайской коллекции». Любопытно, что в этом году и Центр имени Грабаря, и музей «Зарайский кремль» отмечают свое 105-летие, говорит Сергеев.

Активно работают реставраторы и с филиалами музея. В первую очередь речь о музее-усадьбе Федора Достоевского «Даровое». Эта институция была создана почти с нуля в 2021 году, к 200-летию писателя. «Многие вещи, которые мы приобретали, требовали реставрации. В Центре им. Грабаря нас поддержали, в том числе по срокам, кое-что поставили на реставрацию, так сказать, без очереди», — рассказал Кирилл Кондратьев, отдельно поблагодарив мастерскую по реставрации мебели во главе с Романом Студенниковым. В экспозиционный вид привели большой диван в гостиной; его покрыли зеленым сафьяном согласно мемуарному свидетельству. «Очень быстро пришлось реставрировать предмет, казалось бы, тривиальный, но важный для экспозиции комнаты-кабинета матери — ширму. Мы купили ее всего за два месяца до открытия музея. Реставраторы из Москвы делали все сразу на месте — заменили тканевые экраны».

Другой филиал музея — дом-музей скульптора Анны Голубкиной. В нем работы не столь широкомасштабны, но с точки зрения художественной ценности даже важнее. Сейчас в ВХНРЦ взято произведение Голубкиной, недавно полученное музеем в дар. «Не хочу говорить, какое именно, сохраню интригу, — отвечает на вопрос об этом экспонате Кондратьев. — Это важное ее произведение. Надеемся уже в следующем году его выставить».

«Зарайск: город и усадьбы» не первое событие в стенах ВХНРЦ, связанное с экспонатами из этого подмосковного города. Так, в 2016 году здесь презентовали две японские напольные вазы в технике кобальтовой подглазурной росписи цинхуа, принадлежавшие графине Марии Келлер, владелице усадьбы Сенницы. Вазы были покрыты лаком «уруси», который плохо держится на керамике и со временем начинает осыпаться. Именно на зарайских вазах отработали технологию по его укреплению на подобных поверхностях, специально разработанную заведующим мастерской нетрадиционных технологий в реставрации Владимиром Симоновым, и позже применяли ее на аналогичных предметах.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э.Грабаря
«Зарайск: город и усадьбы»
До 12 декабря

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+