18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи

К юбилею напрашивался простой хронологический принцип; в его пользу, казалось, говорит и сочная биография Василия Сурикова (1848–1916). Уроженец Красноярска, потомок донских казаков, пришедших на берега Енисея, гордился своим происхождением.

На средства местного мецената Суриков отправился завоевывать столицу, со второй попытки «взял» Академию художеств, был среди первых студентов. Как позже сам вспоминал, в то время в деньгах не нуждался, постоянно получая награды за этюды — от 25 до 100 руб.

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

В финале учебы — право на длительную поездку за границу на казенный счет. От такого предложения не принято отказываться, но Суриков отказался. В пользу другого: художнику предложили создать эскизы росписей храма Христа Спасителя. Вскоре последовала женитьба на француженке Елизавете Шаре и переезд семьи в Москву.

Далее, как в телесериале, ранняя смерть жены, решительный отъезд в родные края — как думалось, навсегда. Но уже через полтора года возвращение в Москву и продолжение успешной карьеры исторического живописца. И ближе к финалу — картина «Степан Ра­зин» (1906), где Суриков в образе главного персонажа вывел себя, навсегда оставив зрителям вопрос: почему? Ответы варьируют от банального «не нашел более подходящей модели» (а Суриков не работал «из головы») до глубокомысленного «художник на склоне лет размышлял о роли личности в истории».

Может быть, думал о том месте, которое сам займет в истории искусства. Впрочем, Александр Бенуа в начале ХХ века определил это место: «Суриков был историческим живописцем по призванию, по самой сущности своего таланта. В своих картинах он... как бы зовет вас пережить вместе с ним события прошлого, вместе с ним подумать о судьбах человеческих и судьбах народных».

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Выставка, организованная при поддержке Банка ВТБ, избегает следования хронологическому принципу. Она начинается именно с «Разина». Огромное полотно — 3 на 6 м — было отреставрировано специально к выставке. Рядом помещена работа «Посещение царевной женского монастыря» (1912), где для главного персонажа позировала Анастасия Добринская, подруга поздних дней Сурикова. Куратор Павел Климов (в ГРМ он заведует отделом живописи второй половины XIX — начала XXI века) закрепляет актуальный гендерный контекст, поместив здесь же первую картину художника в историческом жанре — «Княжий суд» 1874 года: князь Владимир судит многоженца, на которого пожаловалась одна из жен.

От великого князя, крестившего Русь, прямая дорога к живописи на религиозные темы. Помимо студенческих эскизов, здесь представлены две законченные картины — «Милосердный самарянин» и «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». За последнюю художник как раз получил медаль Академии художеств.

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Четыре эскиза для храма Христа Спасителя показывают, что Суриков не зря отказался от загранпоездки. Картина «Исцеление слепорожденного» из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии широкой публике неизвестна.

Чтобы сменить настроение зрителя, создан «сибирский зал». Его центр — картины «Меншиков в Березове» и «Покорение Сибири Ермаком». С одной стороны, показана индивидуальная трагедия человека, низринутого с вершин власти в полное забвение. С другой — обращение к истории народа: Ермак растворяется в толпе, которая становится героем.

Картину за рекордную сумму в 40 тыс. руб. приобрел Николай II, который готовился открывать Русский музей. Царь перебил предложение Павла Третьякова — 30 тыс. По словам Павла Климова, в этой картине проявился талант Сурикова-живописца: он лепит форму мазком, почти как Сезанн.

Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Героический период Сурикова — «Взятие снежного городка» и «Переход Суворова через Альпы». Последняя — воистину фантастическая композиция: конь полководца скачет на краю пропасти, солдаты вместе с пушками водопадом съезжают с отвесного склона. Воодушевленный Николай II купил эту картину за 25 тыс. руб.

Финал выставки — графика, эскизы иллюстраций к изданию «Царская и императорская охота на Руси XVII–XVIII веков». И маленький акварельный шедевр — портрет старшей дочери Меншикова, которую Суриков нарисовал со своей жены Елизаветы. 

Государственный Русский музей
«Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»
До 13 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+