Несмотря на цикличность, смена времен года каждый раз предстает по-новому. Зима в русском искусстве с этой точки зрения сезон, богатейший неожиданными чувствами и эмоциями. На выставке в Фонде культуры «Екатерина» зима представлена куратором Игорем Волковым сквозь призму трех разных художественных подходов.
Первый раздел выставки посвящен любованию зимним состоянием природы, иллюстрациями к которому выступают работы фотографов-пикториалистов, особое внимание уделявших плавным тональным переходам и продуманной композиции снимков для получения максимально живописного эффекта (работы 1920–1930-х годов предоставил Мультимедиа Арт Музей, Москва). Отдельной темой в экспозиции звучит образ снегопада. В знаковой инсталляции Александра Бродского «Шарманка», части большого проекта «Населенный пункт», городок в прозрачном ящике при вращении ручки начинает засыпать снегом. Инсталляция становится одновременно шарманкой и новогодним сувениром.
Экспозиция второго зала строится на диалоге Евгении Буравлевой и Егора Плотникова с классической пейзажной традицией, в то время как в произведениях Игоря Вулоха и Игоря Шелковского зимний пейзаж представляет собой почти абстракцию.
Снег превращает все вокруг в белый лист в третьем зале выставки. Пустое заснеженное подмосковное поле было местом многочисленных акций группы «Коллективные действия», а в фотоартефактах Франциско Инфанте и Нонны Горюновой из серии «Супрематические игры» снежный покров буквально стал заменой белого холста.
Фонд культуры «Екатерина»
«Зима, и всё опять впервые»
До 4 февраля
Архитектор по образованию и буддист по мировоззрению, Михаил Молочников (р. 1963) сформировал свой художественный стиль, опираясь на наследие русского авангарда. Ретроспективная выставка в галерее ГУМ-Red-Line показывает несколько графических серий, коллажи, скульптурные объекты и книги художника (artist’s book) — всего более 60 произведений.
«Михаил Молочников представляет собой пример рисовальщика, для которого процесс создания графического рисунка сродни медитации. Его графика напоминает некий воздушный поток, прорисованный и насыщенный отражениями разных миров и сущностей. Сплетаемые в воздушную сеть графические образы сами по себе являются смыслом, в котором не стоит искать дополнительных концепций. Между тем в процессе созерцания произведения Молочникова позволяют легко войти в мир авторских визуальных прозрений и получить гармоничное пружинистое чувство, напоминающее воздействие свежего обновляющего ветра», — говорит куратор выставки Марина Федоровская.
Идея выставки в том, чтобы балансировать настроения, философские и духовные доктрины и разные стороны деятельности художника в единый гармоничный визуальный поток, дающий почти чувственное ощущение радости.
ГУМ-Red-Line
«Михаил Молочников: небесный ветер»
До 1 февраля
По материалам пресс-релизов.