18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Салоны Дени Дидро: возвращение в Петербург

Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Великий просветитель приезжал в Санкт-Петербург в 1773 году, и вот 250 лет спустя он вернулся: в Эрмитаже проходит выставка, посвященная Дидро — художественному критику и его любимым художникам. Перед этим «Салоны Дидро» были показаны в Москве

Совершив путешествие из Москвы в Петербург, проект не изменился в объеме — 210 произведений живописи, графики и скульптуры из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и ряда музеев-заповедников, но поменял контекст. Выставка, которая проходит при поддержке Банка ВТБ, размещена в Николаевском зале Зимнего дворца.

Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в  в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Сюда приходили почтой из Парижа, культурной столицы XVIII века, рукописные журналы Correspondance. Издатель, барон Мельхиор Гримм, распространял их крошечным тиражом среди европейских правителей. В 1757 году Гримм привлек в качестве арт-критика своего друга Дени Дидро с целью освещать парижские биеннале XVIII века, которые тогда назывались салонами (это слово не имело нынешних ироничных коннотаций). К участию в них допускались только члены Королевской академии живописи и скульптуры, а также кандидаты в нее.

Философу-просветителю так понравилась новая деятельность, что он проработал на Correspondance много лет, опубликовав девять статей — о каждом салоне с 1759 по 1771 год, а также о салонах 1775 и 1781 годов. Первая пауза была вызвана приездом в Россию. В 1773-м Дидро, уже имевший почтенное звание библиотекаря императрицы Екатерины II, прибыл в Петербург. Две звезды эпохи Просвещения часто общались, но остались каждый при собственном мнении о том, как «обустроить Россию».

Пьетро Антонио Мартини. Точное воспроизведение развески живописных полотен на Салоне в Лувре в 1785 году. Фото: Государственный Эрмитаж
Пьетро Антонио Мартини. Точное воспроизведение развески живописных полотен на Салоне в Лувре в 1785 году.
Фото: Государственный Эрмитаж

В это же время приглашенный на берега Невы по совету Дидро Этьен Фальконе работает над памятником Петру I, который с легкого пера Пушкина назовут Медным всадником. По некоторым сведениям, образ царя-реформатора придумал именно Дидро, и позднее консультировавший скульптора. «Вот вам человек, наделенный истинной гениальностью со всеми ее приметами и несообразностями», — сообщал Дидро-критик в одной из рецензий на работы Фальконе. В 1773 году Екатерина II при содействии просветителя приобрела коллекцию Пьера Кроза. Теперь картины из нее являются одним из столпов эрмитажного собрания европейского искусства.

В фокусе петербургской версии «Салонов Дени Дидро» его любимые художники: Франсуа Буше, Карл Ванлоо, Жан-Батист Грёз, Жан-Батист Симеон Шарден, увиденные глазами самого знаменитого искусствоведа своего времени. «Меня трудно обмануть — природа дала мне вкус и способность суждения», — заметил Дидро в переписке с Гриммом.

Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в  в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Эмблемой выставки стали «Паралитик» Грёза и «Натюрморт с атрибутами искусств» Шардена. «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись», — искренне пишет Дидро о первой из картин. И дальше подробно объясняет, почему еду главному персонажу подает зять, а не дочь: дело в том что старик выбрал дочери в мужья хорошего человека. К тому же, если дочь и ее мужа поменять местами, то в ряд выстроятся четыре женские головы. «Это невыносимо», — тонко подмечает критик. Прочитав текст, Екатерина II приобрела картину у художника.

Жан-Батист Симеон Шарден. «Натюрморт с атрибутами искусств». Фото: Государственный Эрмитаж, 2024
Жан-Батист Симеон Шарден. «Натюрморт с атрибутами искусств».
Фото: Государственный Эрмитаж, 2024

Характеристика Шардена такова: «…Человек думающий; он знает толк в теории искусства; маленькие фигурки он пишет столь искусно, что они кажутся большими. Впечатление не зависит ни от размеров полотна, ни от величины изображаемых предметов». «Натюрморт» создан по заказу Екатерины II.

Про «Рождество» Буше: «Признаю, что колорит его фальшив, а краски слишком ярки; что младенец неестественно розового цвета; но Богоматерь несказанно прекрасна, трогательна и полна любви».

Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в  в Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Выставка «Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в в Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Как и в Москве, в Петербурге предстоит состязание качественных картин и качественных текстов. В любом случае победит зритель.  

Государственный Эрмитаж
«Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»
До 17 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+